Гарфинкель Гарольд
Гарфи́нкель Га́рольд (Harold Garfinkel) (29.10.1917, Ньюарк, штат Нью-Джерси, США – 21.04.2011, Лос-Анджелес, штат Калифорния), американский социолог, основатель этнометодологии – направления в социологии, занимающегося изучением локальных методов организации повседневных практик и ситуаций.
С 1939 по 1942 гг. учился в магистратуре по социологии в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле. В 1942 г. записался в военно-воздушные силы США, где помогал обучать новобранцев стратегиям применения стрелкового оружия. После окончания Второй мировой войны в 1946 г. поступил в аспирантуру по социологии Гарвардского университета, где в 1952 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Восприятие другого: исследование в области социального порядка» под руководством Т. Парсонса. В диссертации Гарфинкель попытался создать теорию социального порядка, объединяющую подходы А. Шюца и Парсонса. С 1952 по 1954 гг. работал в Университете штата Огайо. С 1954 до выхода на пенсию (в 1987 г.) работал на социологическом факультете Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Гарфинкель является основоположником подхода в социологии, который получил известность под названием «этнометодология». Термин «этнометодология» был изобретен Гарфинкелем в 1954 г. при подготовке доклада по результатам исследования присяжных заседателей. Проект по изучению присяжных был начат в 1952 г. на юридическом факультете Чикагского университета. В качестве одного из исполнителей Гарфинкель помогал брать интервью у присяжных и анализировал записи их совещаний с целью изучения того, каким образом они принимают решения. В ходе исследования Гарфинкель обнаружил, что при обсуждении и вынесении вердикта присяжные опираются на своё знание того, как устроено общество, т. е. на своё знание обыденных методов действия и рассуждения. По аналогии с этноботаникой, этнозоологией, этномедициной, этноастрономией и т. д. (так в антропологии называют системы знания коренных народов, касающиеся, соответственно, ботаники, зоологии, медицины, астрономии и пр.), Гарфинкель назвал это знание «этнометодологией».
Наиболее известная работа Гарфинкеля – сборник статей «Исследования по этнометодологии» (Studies in Ethnomethodology), вышедший в 1967 г. В этой книге собраны как опубликованные, так и не издававшиеся ранее статьи Гарфинкеля, посвященные двум основным темам. С одной стороны, в книге излагаются результаты исследований конкретных этнометодов, применяемых в отдельных областях социальной жизни (присяжными, врачами, кодировщиками социологических данных, коронерами, людьми, сменившими пол). С другой стороны, в некоторых вошедших в книгу статьях Гарфинкель продолжал линию исследований, начатую в гарвардской диссертации: анализ социологической проблемы условий социального порядка («Гоббсовой проблемы», как ее назвал Парсонс) посредством специальных экспериментов по разрушению социальных ситуаций. Например, Гарфинкель просил своих студентов вести себя дома так, будто они снимают там комнату, или во время разговора вплотную придвигать лицо к лицу собеседника (но при этом не касаться его), или торговаться в магазинах за товары с фиксированной ценой. Эти демонстрации, результатом которых были злость, гнев, стыд, призывы «вести себя как положено» и другие способы нормализации ситуаций со стороны «жертв», были призваны показать базовое условие стабильного социального порядка: то, что устойчивость социальных структур обеспечивается не следованием социальным нормам и правилам, а допущением, что социальный мир воспринимается другими людьми таким же образом, каким его воспринимаю я. Это основополагающее допущение Гарфинкель разделяет на ряд «фоновых ожиданий» (Garfinkel. 1967. P. 36). Фоновое ожидание представляет собой схему интерпретации, которую люди применяют к событиям повседневной жизни и которая обеспечивает их узнаваемость и понятность. В «Исследованиях по этнометодологии» Гарфинкель выделяет несколько таких ожиданий (Garfinkel. 1967. P. 55–56). Одно из них, к примеру, состоит в том что обычные члены общества считают, что повседневные события именно таковы, какими они кажутся. Подобные ожидания не кодифицированы и составляют самой собой разумеющийся фон повседневной жизни. Разрушение этих ожиданий приводит к попыткам восстановить порядок, которые Гарфинкель наблюдал в своих экспериментах.
В «Исследованиях по этнометодологии» исследования конкретных этнометодов и экспериментальных нарушений помещаются Гарфинкелем в единый теоретический контекст. По мнению Гарфинкеля, этнометодологические исследования показывают, что любое социальное действие обладает тремя характеристиками: объяснимостью (accountability), индексичностью (indexicality) и рефлексивностью (reflexivity). Под объяснимостью понимается понятность и осмысленность действий как для действующего, так и для наблюдателя. Действия осуществляются и воспринимаются таким образом, чтобы они были понятны «любому», т. е. соответствовали тому, что «известно каждому». Под индексичностью понимается ситуативность любых действия и высказываний, т. е. их понятность только в контексте конкретной ситуации. Социология, с точки зрения Гарфинкеля, ошибочно стремится заменять индексичные действия и высказывания объективными (не зависящими от ситуации их осуществления и использования). Вместо этого социология, по его мнению, должна изучать рациональные свойства самих индексичных действий. Под рефлексивностью понимается особая связь между объяснением (account) и объясняемой ситуаций: любое объяснение является частью той ситуации, которую оно объясняет. Это означает, что любое объяснение, с одной стороны, постоянно проясняет для акторов, что происходит, и, с другой стороны, само проясняется происходящим. Указанные три характеристики социальных действий являются, с точки зрения Гарфинкеля, практическими достижениями обычных членов общества, а не конструкциями социолога. Этнометодология изучает методы или процедуры, с помощью которых обычные члены общества придают эти характеристики своим и чужим действиям.
Хотя в последующем «Исследования по этнометодологии» и в особенности изложенные там эксперименты стали прочно ассоциироваться с этнометодологией, сам Гарфинкель утверждал, что после выхода книги этнометодологические исследования приобрели новый характер и стали значительно отличаться от исследований предыдущего этапа. Наиболее заметными чертами этого нового этапа в этнометодологии стали отказ от экспериментального подхода и радикальная эмпирическая ориентация исследований. Такие изменения были связаны прежде всего с тем, что у Гарфинкеля появился ряд последователей и соратников, которые продемонстрировали возможность изучения социального порядка на таком уровне детальности, который ранее отсутствовал в исследованиях Гарфинкеля. Ключевой фигурой, оказавшей наибольшее влияние на радикализацию эмпирической ориентации этнометодологии, стал Х. Сакс (1935–1975) – молодой коллега Гарфинкеля, основоположник конверсационного анализа. Сакс показал, что подход Гарфинкеля применим для анализа аудио- и видеозаписей естественных повседневных взаимодействий между людьми. Вместе с Э. Щеглоффом и Г. Джефферсон Сакс проанализировал практические методы, с помощью которых участники упорядочивают ситуации разговорного взаимодействия. В 1970-е и 1980-е гг. другие последователи и ученики Гарфинкеля распространили этот радикальный эмпирический подход на исследования научных практик (М. Линч и Э. Ливингстон), медицинских практик (К. Хит), человеко-компьютерного взаимодействия (Л. Сачмен), образовательных практик (Х. Меган), судебных практик (Д. Мейнард) и многих других областей социальной жизни.
Интеллектуальный путь Гарфинкеля с начала 1970-х и до начала 2000-х гг. можно разделить на три ветви. Наиболее полное представление о траектории Гарфинкеля в эти годы дает выпущенный в 2002 г. под редакцией Э. Ролз сборник статей Гарфинкеля «Программа этнометодологии: к разработке афоризма Дюркгейма» (Ethnomethodology’s Program: Working out Durkheim’s Aphorism).
Во-первых, Гарфинкель продолжал проводить собственные эмпирические исследования, посвященные, среди прочего, лекционным практикам, очередям, лабораторной химии, следованию инструкциям, деятельности астрономов, физическим экспериментам, повседневной жизни слепых людей и др. Одним из предметов его интереса были изменения способов организации повседневных ситуаций при наличии естественных или искусственных препятствий для «нормального» действия. Например, Гарфинкель предлагал своим студентам заниматься рутинными делами в инвертирующих очках (специальном приспособлении, которое переворачивает поле зрения сверху вниз и/или слева направо). В отличие от предыдущих экспериментов с нарушениями, такие опыты были направлены не на выявление и демонстрацию фоновых ожиданий, лежащих в основе любого действия, а на изучение методов упорядочивания конкретных практик.
Во-вторых, Гарфинкель теоретически осмыслял появляющиеся результаты этнометодологических исследований. Если на первом этапе (до начала 1970-х) он формулировал задачу этнометодологии как выявление ключевых характеристик повседневного мышления и действия, то после он вводит ряд понятий, которые должны указывать на специфику изучаемых этнометодологией эмпирических феноменов, но не сводить их к той или иной теоретической схеме. Эту перемену в способе теоретизирования Гарфинкеля иллюстрирует изменение в употреблении понятия «порядок». В поздних работах Гарфинкель говорит вместо «порядка вообще» о «порядке с астериском» (порядке*). Добавление астериска должно указывать на то, что социальный порядок носит всегда конкретный характер, специфичный для той или иной социальной практики. Для изучения этих специфических порядков необходим особый подход, который Гарфинкель резюмировал в принципах «этнометодологического безразличия» и «уникальной адекватности методов». Этнометодологическое безразличие предполагает отказ исследователя от любых понятий и подходов «формальной социологии», как ее называл Гарфинкель, т. е. от теоретических социологических конструкций, которые подменяют реальные, живые эмпирические практики моделями этих практик. Уникальная адекватность методов означает, что методы, которые используются исследователем для анализа и описания той или иной практики, должны быть идентичны методам, которые используют сами акторы для осуществления этой практики. В идеале это означает, что исследователь должен овладеть изучаемой практикой (например, ученица Гарфинкеля С. Ли Бёрнс получила юридическое образование, чтобы изучать юридические практики). В более мягкой форме это требование предполагает, что исследователь должен в достаточной степени разбираться в практике, чтобы его/её практики могли быть признаны адекватными носителями этой практики. Применение этих исследовательских принципов позволяет выявлять особенности «бессмертного обыденного общества», по выражению Гарфинкеля (Garfinkel. 2002. P. 92), т. е. обыденных феноменов порядка, которые являются воплощенными и ситуативными, но при этом имеют «трансцендентный» характер (например, «очередь» остается «очередью» при смене ее участников).
Наконец, в-третьих, Гарфинкель уделял значительное внимание осмыслению и популяризации работ других этнометодологов. В поздние годы Гарфинкель рассматривал этнометодологию не столько как особый подход, сколько как «каталог исследований», между которыми обнаруживаются определенные семейные сходства. Все эти исследования, с точки зрения Гарфинкеля, посвящены «работе», понимаемой в самом широком смысле: как работа по производству порядка в повседневных ситуациях деятельности. Эта работа, по мнению Гарфинкеля, остается недоступной для обычных методов социологического исследования. Для ее выявления необходим детальный анализ (часто основывающийся на изучении аудио- и видеоданных), который предлагает этнометодология.
Несмотря на то что Гарфинкель прожил долгую жизнь и интенсивно работал, он мало публиковался. Множество его текстов остались неопубликованными и сейчас хранятся в Архиве Гарфинкеля, которым руководит Э. Ролз. Распорядители наследия Гарфинкеля постепенно издают эти материалы. В 2005 г. были опубликованы подготовительные материалы к диссертации Гарфинкеля (Seeing Sociologically: The Routine Grounds of Social Action), в 2009 г. – материалы к организованной Гарфинкелем в 1952 г. конференции по теории информации (Toward a Sociological Theory of Information), а в 2019 г. – тексты, которые Гарфинкель писал в качестве материалов для своего курса о Парсонсе и планировал издать в виде книги (Parsons’ Primer).
В 1995 г. Американская социологическая ассоциация присудила Гарфинкелю премию Кули – Мида за выдающийся вклад в социальные науки. В 2007 г. Гарфинкель получил премию секции по этнометодологии и конверсационному анализу Американской социологической ассоциации за достижения всей жизни.
Работы Гарфинкеля оказали большое влияние на исследователей, работающих в рамках т. н. практического, или прагматического, поворота в социальных науках. Его идеи также используются за пределами университетов в рамках исследований человеко-компьютерного взаимодействия, которые проводятся в исследовательских лабораториях коммерческих компаний. Большое влияние на исследователей в социальных науках оказал уникальный литературный стиль Гарфинкеля, который в своих работах использовал чрезвычайно сложный язык, наполненный неологизмами и необычными лингвистическими конструкциями.