Мечников Лев Ильич
Ме́чников Лев Ильи́ч (Леон Мечников, франц. Léon Metchnikoff) [18(30).5.1838, Санкт-Петербург – 18(30).6.1888, Кларан, Швейцария], российский и швейцарский географ, историк, социолог, публицист, революционер-анархист. Научные работы писал на французском языке, публицистические – на итальянском и русском. Старший брат лауреата Нобелевской премии, физиолога Ильи Ильича Мечникова. Приёмная дочь – Надежда Владимировна Кончевская (1856–1925), переводчик, секретарь Э. Реклю, член Императорского Русского географического общества.
Родился в семье гвардейского офицера и помещика из старинного молдавского боярского рода Ильи Ивановича Мечникова и Эмилии Львовны Мечниковой – дочери известного еврейского публициста и просветителя Лейба Неваховича Неваховича. В 1850–1852 гг. воспитанник петербургского Училища правоведения. В 1855–1856 гг. учился на медицинском факультете Харьковского университета (ныне Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина); в 1856–1857 гг. в Императорской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова) и одновременно – на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета (ныне Санкт-Петербургский государственный университет); в 1859 г. – на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Полный курс нигде не закончил из-за участия в студенческих волнениях и финансовых затруднений. Овладел многими иностранными языками, в том числе восточными, что дало ему возможность в 1858 г. занять место переводчика в русской дипломатической миссии на Ближнем Востоке, посетить Константинополь, Афон, Иерусалим. После дуэли уволен из миссии, работал торговым агентом в частном пароходном обществе, по делам которого часто посещал Египет, Турцию, Грецию, Румынию. В 1860 г. почти без средств и паспорта уехал в Венецию, где быстро включился в политическую жизнь, близко познакомился с итальянскими революционерами. Был активным участником национально-освободительного движения в Италии в качестве волонтёра знаменитой «Тысячи» Дж. Гарибальди, одним из его помощников. В сражении при Вольтурно (1860) тяжело ранен; остался инвалидом на всю жизнь. Об этих событиях опубликовал большой очерк «Записки гарибальдийца» в журнале «Русский вестник». С 1861 г. жил в Сиене, а после женитьбы в 1862 г. на Ольге Ростиславовне Скарятиной (урождённой Столбовской) – во Флоренции, где принимал деятельное участие в жизни русской эмиграции и политической жизни Италии; издавал собственный радикальный журнал «Бич» (Flegello). В Италии же сошёлся с М. А. Бакуниным. В конце 1864 г. за активную политическую деятельность выслан из Италии и переехал в Женеву, где с небольшими перерывами жил до конца жизни; получил швейцарское гражданство. Под влиянием русских и европейских социалистов и анархистов (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, А. Асси, М. А. Бакунин, Э. Реклю и др.) принял идеи анархизма, вступил в анархическую секцию Первого интернационала, где примкнул к бакунинскому крылу. В 1871 г. поддержал Парижскую коммуну. В конце 1860-х – начале 1870-х гг. много путешествовал по Европе, описывая свои впечатления в статьях, выходивших под различными псевдонимами в русских журналах («Современник», «Русский вестник», «Дело» и др.). В 1874 г. по приглашению японской стороны на два года уехал в Токио, где возглавил русское отделение Токийской школы иностранных языков. Собрав обширный материал по географии, истории и этнографии Японии, в 1876 г. совершил кругосветное путешествие и вернулся в Швейцарию, где в 1881 г. опубликовал на французском языке 687-страничную книгу «L’Empire Japonais» («Японская империя», на русский язык не переведена), иллюстрированную собственноручно выполненными картами, рисунками в японском стиле, фотографиями. В книге реализовал новый для того времени принцип «страна – народ – история». С 1876 г. и до конца жизни был личным секретарём, другом и помощником французского географа и историка, анархиста по убеждениям Реклю. Участвовал в создании многотомного труда «Земля и люди. Всеобщая география». В 1883 г. возглавил кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии (Швейцария, ныне Университет Невшателя), где читал соответствующий курс лекций. Умер от туберкулеза лёгких, похоронен на Кларанском кладбище в Швейцарии (могила не сохранилась).
В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой «Цивилизация и великие исторические реки», которая была издана уже посмертно в 1889 г. на французском языке его другом Реклю в Париже (рус. пер. 1898, более полный – 1924). Предполагалось, что эта книга составит первую часть большого труда по социологии. В ней Мечников изложил свою «географическую теорию прогресса и социального развития», выделяя в качестве ведущего географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом вся история человечества разделена Мечниковым на три фазы – речную, морскую и океаническую [по мнению И. М. Забелина, имя Мечникова чаще всего ассоциируется с трёхступенчатой схемой развития цивилизации, хотя автором этой концепции является немецкий философ Э. Капп, опубликовавший её в 1845 г. в книге «Философское землеведение» («Philosophische oder vergleichende allgemeine Erdkunde als wissenschaftliche Darstellung der Erdverhältnisse und des Menschenlebens in ihrem inneren Zusammenhange»), а также немецкий географ К. Бёттгер, повторивший её в книге «Средиземноморье», изданной в Лейпциге в 1859 г. (Carl Böttger. «Das Mittelmeer. Eine Darstellung seiner physischen Geographie, nebst andern geographischen, historischen und nautischen Untersuchungen, mit Benutzung von Rear-Admiral Smyth`s Mediterranean»), на которую Мечников прямо ссылается]. Первый этап общественного развития он связывал с формированием относительно замкнутых «речных» цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии и Китая, возникших на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. С выходом человечества на морские пространства начался второй этап – формирование морской (средиземноморской) цивилизации. В результате изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами. Третий, океанический этап, начался, по Мечникову, с открытия Америки, когда освоение уже океанических пространств кардинально увеличило возможности человечества, создав условия для формирования глобальной социально-экономической системы. Идеалами этого периода должны стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации) и братство. Критерием эволюции человеческого сообщества на Земле у Мечникова выступает основное понятие анархизма – солидарность, или кооперация, людей, которая проходит три основные стадии: насильственную, полунасильственную и добровольную. Существование последней Мечников связывал с утверждением анархического идеала.
Мечников написал более 400 научных и публицистических работ, где он выступил приверженцем идей утопического социализма и анархизма, детерминистских взглядов в географии и истории. Мечников подчёркивал, что влияние географического фактора в качестве основного «двигателя» истории проявляется не непосредственно, а во взаимодействии общества с природой в процессе труда. В соавторстве с Э. Реклю ввёл такие важные понятия, как «географическая среда» и «культурная географическая среда». Благодаря работам Мечникова историко-географическое направление получило дальнейшее развитие во многих науках, в том числе в трудах Л. Н. Гумилёва.
В системе наук Мечников выделял три основные формы знания в порядке возрастающей сложности: науки о неорганической эволюции (закон всемирного тяготения); науки об органической эволюции (закон борьбы за существование); науки о социологической эволюции (законы кооперативного труда и социальной солидарности).
Во взглядах на историю человечества Мечников придерживался концепции неуклонного прогресса, в рамках которой существование человечества приобретает смысл и свою направленность развития. Социологии Мечников отводил главное место среди общественных наук. История, по его мнению, только даёт материал, а социология должна выработать собственно теорию социального прогресса. Поэтому социология, полагал Мечников, должна акцентировать своё внимание на открытии специфических законов социальной жизни и установлении достоверных критериев социального прогресса.
Мечников был противником европоцентристской схемы истории и осуждал противопоставление «варварского Востока» и «цивилизованного Запада». Он, например, считал, что носителем нового типа океанической цивилизации станет Япония, положение которой в Азии сравнивал с положением островной Англии по отношению к континентальной Европе. Россию Мечников относил к особому типу континентальной неокеанической цивилизации, для развития которой пространственно-географический фактор имеет огромное значение.
В честь Мечникова названа горная вершина на территории Земли Королевы Мод в Антарктиде, а также мыс на острове Кунашир Большой Курильской гряды.