#Теоретическая социологияТеоретическая социологияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеоретическая социологияТеоретическая социологияНайденo 249 статейСоциологиСоциологи Вебер МаксВе́бер Макс (1864–1920), один из крупнейших социальных мыслителей 20 в. Считается наряду с К. Марксом и Э. Дюркгеймом основоположником социологии. Высоко оценивается его вклад в экономику, право, историю, религиоведение, политическую науку. Наряду с созданием особой парадигмы общей социологической теории, Вебер выработал новые принципы методологии социального познания, стал одним из основоположников таких исследовательских направлений, как социология культуры, социология власти, экономическая социология, социология права, социология религии и др. Выдвинул концепции социальной рациональности и модерна как особой социокультурной эпохи.Социологи Коннелл РейвинКо́ннелл Ре́йвин (род. 1944), австралийский социолог, почётный профессор Сиднейского университета. Автор термина «южная теория», исследователь в области сексуальности, гендерной социологии и маскулинности. Известна своими работами на темы глобального производства знания в разных частях планеты, локальных его форм и индигенизации (коренизации) социологии в целом.Социальные явления, процессы ЗабвениеЗабве́ние, процесс исключения определённых фактов или явлений прошлого из социально приемлемого исторического нарратива, сопутствующий социальной памяти. Тема забвения играет важную роль в современных исследованиях коллективной памяти.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Теория разбитых оконТео́рия разби́тых о́кон, социологическая и криминологическая концепция, предполагающая зависимость между количеством мелких правонарушений и вероятностью совершения тяжких преступлений и изложенная американскими социологом Дж. Уилсоном и криминологом Дж. Келлингом в статье «Разбитые окна», вышедшей в 1982 г. в журнале The Atlantic. Основное положение концепции – бесконтрольность и допустимость мелких и незначительных правонарушений свидетельствуют о равнодушии жителей к состоянию окружающего их пространства, что формирует среду, поощряющую более серьёзные преступления.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Концепция социализации КонаКонце́пция социализа́ции Ко́на, совокупность социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Кон. 1989. С. 19). Таким образом, социализация, с одной стороны, – процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создаётся конкретная личность, с другой – способ существования и трансмиссии культуры. Оригинальность подхода И. С. Кона состоит, во-первых, в определении в процессе социализации стихийного и организованного (воспитание) компонентов; во-вторых, в акцентировании активной, субъект-субъектной позиции человека в процессе социализации, которая становится всё более выраженной в ходе исторической эволюции (Мудрик. С. 32); в-третьих, в выделении четырёх важных аспектов: субъектного (от кого и кому осуществляется трансмиссия культуры); объектного (что именно – знания, навыки, ценности, установки – передаётся); процессуального (пути, способы передачи, механизмы) и институционального (посредством каких социальных институтов осуществляется трансмиссия) (Кон. 1999. С. 422).Термины Эффект фреймированияЭффе́кт фрейми́рования (англ. framing effect), в общем виде понятие, которое фиксирует влияние способа подачи информации на её восприятие аудиторией. Фреймировать, согласно исследователю коммуникации и медиа Р. Энтману, означает выделить определённые аспекты воспринимаемой реальности и акцентировать их в коммуникативном тексте так, чтобы способствовать формулировкам проблемы и её причины, моральной оценки и решения. Исследователи рассматривают фреймы не только с социологической точки зрения как элементы дискурса, задающие его структуру, но и с психологической – как когнитивные структуры, влияющие на восприятие информации.Социологи Шпон ВильфридШпон Ви́льфрид (1944–2012), немецкий социолог, внёсший вклад в развитие сравнительно-исторического изучения обществ модерна. В 2006–2010 гг. был первым председателем тематической группы «Историческая и сравнительная социология» Международной социологической ассоциации. Автор многочисленных трудов по проблемам исторической социологии.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Географическое направление в социальной мыслиГеографи́ческое направле́ние в социа́льной мы́сли, объяснение развития общества географическими факторами. В 20 в. географический детерминизм перестал играть сколько-нибудь значительную роль. Он остался (нередко в утрированном варианте) в различных версиях геополитики, а в более гибких формах вошёл в концепции антропогеографии и географического поссибилизма.Термины ЦивилизацияЦивилиза́ция, исторически наиболее развитая форма социального общежития. Понятие возникло в эпоху Просвещения и связывалось главным образом с представлением о постепенном накоплении знаний, приводящем к торжеству разума. С середины 19 в. слово «цивилизация» всё чаще стало употребляться во множественном числе, когда во главу угла ставились различные признаки: природно-географические, этнические, конфессиональные, культурно-антропологические. Понятие цивилизации стало также связываться с историей отдельных стран и народов (французская, британская и т. д. цивилизации). Теория цивилизации активно используется в социологии и политических науках. В обществоведческой и публицистической литературе 2-й половины 20 – начала 21 вв. термин «цивилизация» нередко употребляется для обозначения тех или иных ключевых особенностей современной эпохи (цифровая, атомная, техногенно-потребительская, мужская и т. д. цивилизации).Термины Социальный лифтСоциа́льный лифт (англ. Social Elevator), метафора повышения общественного положения индивидом или группой путём использования институтов, приобретения профессий и др.; пример вертикальной мобильности. Возникла в английском языке в последней трети 19 в. В русскоязычной публицистике и повседневной речи получила распространение с 1990-х гг. как калька с английского. 12345