#Теоретическая социологияТеоретическая социологияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеоретическая социологияТеоретическая социологияНайденo 259 статейТерминыТермины Цифровой активизмЦифрово́й активи́зм, деятельность группы или индивида, в ходе которой они обращаются к цифровым медиа и/или занимаются адвокацией вокруг вопросов, касающихся Интернета. С появлением Интернета активизм и социальные движения начали меняться, что стало предметом интереса социальных наук. Среди основных предметов обсуждения – история цифрового активизма, проблемы коллективной мобилизации людей и ресурсов, идентичности, а также структурные возможности для развития социальных движений. По мере распространения и проникновения Интернета в практики активистов и участников социальных движений вопрос о соотношении офлайн- и онлайн-активизма приобретает всё большую научную и общественную значимость.Исследователи Вебер ЮджинВе́бер Ю́джин (1925–2007), американский историк румынского происхождения, специалист по истории западной цивилизации. Известен как автор книги «От крестьян к французам: модернизация сельской Франции 1870–1914 гг.» («Peasants Into Frenchmen: The Modernization of Rural France, 1870–1914», 1976), которая стала не только существенным и значительным вкладом в развитие теории модернизации, но и классическим изложением основных её положений.Военные концепции Военная модель обществаВое́нная моде́ль о́бщества, социологическая концепция, предложенная современным британским постанархическим теоретиком С. Ньюменом. Опираясь на антиэссенциалистское видение мира, он утверждает, что понятие общества не может применяться к социальному порядку. Скорее, подлинно социальное – это стремление к выходу за рамки институциональных ограничений. Это видение отражается в военной модели общества, интерпретирующей социальное как нестабильный феномен, который невозможно зафиксировать в конкретных программах общественного устройства, поскольку он не тождествен легитимному порядку того или иного государства.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Гипотеза подавленияГипо́теза подавле́ния, теоретическая концепция, разработанная М. Фуко в его поздних трудах, посвящённых истории сексуальности. Гипотеза подавления отсылает к распространённым представлениям о том, что в Новое время в европейских обществах сексуальность подвергается всё большему количеству запретов, регуляций и цензур, ограничивающих её свободное проявление. Полагая это распространённое представление неверным, Фуко утверждает, что эти ограничения и запреты – не что иное, как выражение отношений власти, не подавляющих, а, напротив, продуктивных для сферы сексуальности. В результате запреты понимаются как инструменты производства, размножения, распространения и развития разных новых форм сексуальности.Историко-политические концепции Был ли Ницше нацистом?Был ли Ницше нацистом? Ф. Ницше – прекрасный пример того, как репутация человека может быть оторвана от его реальных взглядов и стать предметом напряжённой борьбы между несколькими группами. При жизни философа его знали очень немногие, и его «продвижением» занимались лишь датский публицист Г. Брандес, а позднее – русские философы вроде Льва Шестова и Н. А. Бердяева. С 1889 г. у Ницше помутился рассудок, вследствие чего в 1893 г. он оказался на попечении у сестры – Элизабет Фёрстер-Ницше, которая была замужем за антисемитским политиком Бернардом Фёрстером (1843–1889). Несмотря на то что сам философ ненавидел сестру, отвергал её антисемитизм и яростно критиковал «германский дух», его репутация целиком оказалась в её руках: в 1894 г. она создала архив рабочих материалов Ницше, а после смерти брата в 1900-м взяла под контроль его произведения и сделала из его черновиков тенденциозную книгу «Воля к власти». С 1930 г. Фёрстер-Ницше сотрудничала с НСДАП и часто приглашала в архив Ницше самого А. Гитлера, которому даже подарила ницшевскую трость с клинком. В итоге, несмотря на собственные взгляды Ницше, а также протесты его французских и русских последователей, мыслитель был произведён в «идеологи нацизма». Отчасти эта печальная слава сохраняется за ним и по сей день.Научные методы исследования Индикаторы религиозностиИндика́торы религио́зности, эмпирические показатели, используемые для измерений религиозности; доступные фиксации сведения, касающиеся количественных и качественных характеристик религиозности. Установление индикаторов религиозности способствует адекватному описанию действительного состояния религиозной идентичности, выяснению динамики религиозных и светских мотивов в умонастроениях и поведении верующих, пониманию религиозной ситуации в обществе.Термины Фолк-хисториФолк-хи́стори, псевдоисторические произведения массовой культуры. Имитируя научную деятельность, отличается наукообразием, сенсационностью и агрессивностью по отношению к профессиональной историографии. Создаётся, как правило, авторами, отказывающимися от использования научных методов, не доверяющими профессионалам и предлагающими свои интерпретации прошлого в угоду вненаучным соображениям.Научные, научно-технические издания Soziale ProblemeSoziale Probleme, немецкий специализированный научный журнал, на страницах которого социологи обсуждают причины, развитие, функции и последствия социальных проблем и социального контроля. В нём публикуются работы в области критической криминологии и социологических исследований различных видов зависимости.Термины Репутационное предпринимательствоРепутацио́нное предпринима́тельство, создание, изменение и контроль репутации человека или группы. Понятие введено в оборот американским социологом Г. А. Файном как один из основных элементов его теории репутации. Ключевая идея автора состоит в том, что репутация – не объективный «отпечаток» человека или группы в общественном мнении, а социальный институт, так что конкретная репутация оформляется как результат целенаправленных усилий неких акторов и групп. В теории Файна последние называются «репутационными предпринимателями» (reputational entrepreneurs). Три основные составляющие репутационного проекта – это мотивация (предприниматель заинтересован в том, что делает), нарративный потенциал (репутация должна быть убедительной в качестве нарратива), а также институциональная позиция (предприниматель должен обладать ресурсами для закрепления репутации).Термины Четвёртая промышленная революцияЧетвёртая промы́шленная револю́ция, прогнозируемая трансформация глобального общества в единую киберфизическую систему, основанная на полномасштабном внедрении в экономики развитых и развивающихся стран технологических новаций. Данные новации призваны повысить эффективность процессов производства и распространения продукции, а также перевести их на новый уровень коммуникации посредством подключения к общей сети. 12345