#Теоретическая социология
Теоретическая социология
Тег

Теоретическая социология

Теоретическая социология
Найденo 259 статей
Военные концепции
Военная модель общества
Вое́нная моде́ль о́бщества, социологическая концепция, предложенная современным британским постанархическим теоретиком С. Ньюменом. Опираясь на антиэссенциалистское видение мира, он утверждает, что понятие общества не может применяться к социальному порядку. Скорее, подлинно социальное – это стремление к выходу за рамки институциональных ограничений. Это видение отражается в военной модели общества, интерпретирующей социальное как нестабильный феномен, который невозможно зафиксировать в конкретных программах общественного устройства, поскольку он не тождествен легитимному порядку того или иного государства.
Социология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Гипотеза подавления
Гипо́теза подавле́ния, теоретическая концепция, разработанная М. Фуко в его поздних трудах, посвящённых истории сексуальности. Гипотеза подавления отсылает к распространённым представлениям о том, что в Новое время в европейских обществах сексуальность подвергается всё большему количеству запретов, регуляций и цензур, ограничивающих её свободное проявление. Полагая это распространённое представление неверным, Фуко утверждает, что эти ограничения и запреты – не что иное, как выражение отношений власти, не подавляющих, а, напротив, продуктивных для сферы сексуальности. В результате запреты понимаются как инструменты производства, размножения, распространения и развития разных новых форм сексуальности.
Социология
Историко-политические концепции
Был ли Ницше нацистом?
Был ли Ницше нацистом? Ф. Ницше – прекрасный пример того, как репутация человека может быть оторвана от его реальных взглядов и стать предметом напряжённой борьбы между несколькими группами. При жизни философа его знали очень немногие, и его «продвижением» занимались лишь датский публицист Г. Брандес, а позднее – русские философы вроде Льва Шестова и Н. А. Бердяева. С 1889 г. у Ницше помутился рассудок, вследствие чего в 1893 г. он оказался на попечении у сестры – Элизабет Фёрстер-Ницше, которая была замужем за антисемитским политиком Бернардом Фёрстером (1843–1889). Несмотря на то что сам философ ненавидел сестру, отвергал её антисемитизм и яростно критиковал «германский дух», его репутация целиком оказалась в её руках: в 1894 г. она создала архив рабочих материалов Ницше, а после смерти брата в 1900-м взяла под контроль его произведения и сделала из его черновиков тенденциозную книгу «Воля к власти». С 1930 г. Фёрстер-Ницше сотрудничала с НСДАП и часто приглашала в архив Ницше самого А. Гитлера, которому даже подарила ницшевскую трость с клинком. В итоге, несмотря на собственные взгляды Ницше, а также протесты его французских и русских последователей, мыслитель был произведён в «идеологи нацизма». Отчасти эта печальная слава сохраняется за ним и по сей день.
Философия
Научные методы исследования
Индикаторы религиозности
Индика́торы религио́зности, эмпирические показатели, используемые для измерений религиозности; доступные фиксации сведения, касающиеся количественных и качественных характеристик религиозности. Установление индикаторов религиозности способствует адекватному описанию действительного состояния религиозной идентичности, выяснению динамики религиозных и светских мотивов в умонастроениях и поведении верующих, пониманию религиозной ситуации в обществе.
Мусульмане возносят праздничную молитву. Деревня в округе Бирбхум, штат Западная Бенгалия (Индия)
Термины
Репутационное предпринимательство
Репутацио́нное предпринима́тельство, создание, изменение и контроль репутации человека или группы. Понятие введено в оборот американским социологом Г. А. Файном как один из основных элементов его теории репутации. Ключевая идея автора состоит в том, что репутация – не объективный «отпечаток» человека или группы в общественном мнении, а социальный институт, так что конкретная репутация оформляется как результат целенаправленных усилий неких акторов и групп. В теории Файна последние называются «репутационными предпринимателями» (reputational entrepreneurs). Три основные составляющие репутационного проекта – это мотивация (предприниматель заинтересован в том, что делает), нарративный потенциал (репутация должна быть убедительной в качестве нарратива), а также институциональная позиция (предприниматель должен обладать ресурсами для закрепления репутации).
Социология
Термины
Четвёртая промышленная революция
Четвёртая промы́шленная револю́ция, прогнозируемая трансформация глобального общества в единую киберфизическую систему, основанная на полномасштабном внедрении в экономики развитых и развивающихся стран технологических новаций. Данные новации призваны повысить эффективность процессов производства и распространения продукции, а также перевести их на новый уровень коммуникации посредством подключения к общей сети.
Клаус Шваб выступает на ежегодной встрече новых чемпионов в рамках Всемирного экономического форума. Далянь (Китай). 2017
1
2
3
4
5