Социальное взаимодействие
Социа́льное взаимоде́йствие, совместное действие и взаимовлияние двух и более индивидов или социальных групп, в ходе которых достигается соотнесённость по смыслу и взаимная коррекция их поведения. Оно охватывает процессы изменения, переосмысления и согласования первоначальных мотивов (будь то утилитарных, познавательных, эмоционально-экспрессивных и т. д.), а также характера и направленности действий его участников в любых сетях социальных отношений – рыночного обмена, дружбы, вражды, классовой борьбы. Эти процессы приводят в конечном итоге к закреплению и упорядочению существующих отношений – сотрудничества, конфликта, партнёрства и т. д., – либо к коренному преобразованию этих отношений. Социальное взаимодействие подразумевает существование в действиях людей предсказуемости. Иными словами, социальное поведение как устойчивая последовательность действий каждого индивида не случайно и не беспорядочно, оно будет так или иначе дополнять поведение других, ориентироваться на имеющие хождение в данной культуре представления (верные или ложные) о том, чего можно ожидать от этих других.
Изучая социальное взаимодействие, социология исследует поведение типичных индивидов в типичных ситуациях. Социологи-теоретики различают микросоциальное непосредственное взаимодействие в ситуации личного соприсутствия участников (т. е. интеракцию) и макросоциальное безличное взаимодействие, опосредованное сложными сетями общественных отношений (например, через разделение труда), анонимными социальными институтами и структурами. В первом случае упор делается на выяснении законов врéменного формирования «порядка взаимодействия» (И. Гофман) в ходе совместного рабочего определения текущей ситуации и выработки согласованных правил взаимодействия, в которое участники могут вступать с разными социальным опытом, статусом, целями и культурными предпосылками. Часто, вслед за Т. Парсонсом модели малого диадического взаимодействия используются как «микрокосм» больших социальных систем, как исходный пункт анализа возникновения институционализированных норм и ограничений социального поведения человека. Во втором случае главным становится изучение «расширенного порядка» социального взаимодействия (Ф. фон Хайек) – вплоть до «мирового рынка» и формирующих его факторов, действующих независимо от индивидов, часто вопреки их собственным предпочтениям и интересам, физическому и умственному состоянию и прочим личным особенностям.