Социальная солидарность
Социа́льная солида́рность, различные формы социальной сплочённости и взаимосвязи индивидов и социальных групп. Термин получил распространение в 1-й половине 19 в. вместе со становлением социологии, социалистического и кооперативного движения, обозначая как фактическое состояние (реальная взаимозависимость индивидов и групп как элементов конкретного целого), так и желаемое (идеи братства, взаимопомощи, симпатии и т. п.).
Согласно О. Конту, солидарность присуща всем живым системам, но в обществе она достигает наивысшей степени в форме социального консенсуса (согласия). Он утверждал, что социальная солидарность создаётся «постоянным распределением различных видов человеческого труда». В конце 19 в. идея социальной солидарности разрабатывалась в рамках биоорганической школы в социологии. А. Эспинас и А. Марион отмечали важное значение в создании социальной солидарности симпатии, лежащей в основе общих обычаев, мнений и эмоционального заражения.
Социальная солидарность – одно из важнейших понятий раннего Э. Дюркгейма, который вслед за Контом и в противовес К. Марксу и некоторым версиям социального дарвинизма разрабатывал «солидаристскую» парадигму теоретико-социологического анализа. Дюркгейм различал «механическую» солидарность (солидарность «по сходствам»), основанную на коллективном сознании, и «органическую» солидарность (солидарность «по различиям»), основанную на разделении общественного труда, взаимозависимости и взаимообмене между индивидами и социальными группами. Социальную солидарность он считал основой нормальной социальной жизни, а её отсутствие – патологией, связанной с состоянием аномии.
Идеи Дюркгейма и его школы внесли важный вклад в становление солидаризма как одной из идеологических основ Третьей республики во Франции. Его идеи проникли в экономическую теорию (Ш. Жид), юридическую науку (Л. Дюги и др.), а также в политическую практику. Основатель философии «солидаризма», рассматриваемой в качестве альтернативы коллективизму и либерализму, французский политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира 1920 г. Л. Буржуа в книге «Солидарность» («Solidarité», 1896) различал «солидарность-факт» и «солидарность-долг», рассматривая первую как основу последней.
Социальная солидарность – одна из главных идей российской социологии 19 в. Так, П. Л. Лавров определял социологию как науку, исследующую «формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». Идею социальной солидарности развивали М. А. Бакунин, Л. И. Мечников, Н. К. Михайловский, П. А. Кропоткин, М. М. Ковалевский и др. Идеология солидаризма разрабатывалась и в российской эмигрантской мысли 20 в. (труды С. А. Левицкого, Р. Н. Редлиха и др.). Социальная солидарность занимает важное место в понятийном аппарате современной социальной науки.