Парето Вильфредо
Паре́то Вильфре́до, Вильфредо Федерико Дамасо Парето (Vilfredo Federico Damaso Pareto) (15.7.1848, Париж, Франция – 19.8.1923, Селиньи, ныне кантон Женева, Швейцария), итальянский социолог, экономист, инженер. Один из основоположников элитистской социологии. Критик демократии и марксизма. В рамках теории вероятностей разработал впоследствии названную его именем теорию Парето-распределения, в рамках экономики – понятие эффективности по Парето (состояние системы, при котором ни один показатель не может быть улучшен без ухудшения другого), в рамках социологии – концепцию циркуляции элит.
Родился в Париже в семье беглого генуэзского маркиза Раффаэле Парето – националиста и сторонника Дж. Мадзини. Парето прожил в Париже первые 10 лет своей жизни, после чего его семья вернулась в Италию. Получил диплом инженера с отличием в Политехническом университете Турина. В 1870 г. начал карьеру инженера (сначала в Римской железнодорожной компании, затем в металлургической промышленности). В молодые годы был сторонником либерализма и демократии, в 1874 г. вступил во флорентийское Общество А. Смита. В 1882 г. участвовал в парламентских выборах, но мандата не получил. Параллельно продолжал заниматься наукой. Заинтересовавшись позитивизмом О. Конта и марджинализмом Л. Вальраса, Парето углубился в изучение экономических наук.
В 1893 г. отправился в Швейцарию, в Лозаннский университет, разочаровавшись в итальянской политике и итальянской науке. В Лозанне отходит от либерального догматизма, веры в демократию и социальный прогресс. В Лозаннском университете занимает пост профессора политической экономии. В последний год жизни (1923) был удостоен звания сенатора Италии от фашистского режима Муссолини, которому выражал сдержанную поддержку. Отклонил это назначение, как и предложение стать членом комиссии Лиги Наций по сокращению вооружений.
Парето как социолог придерживается трёх основных принципов, характеризующих его взгляды на природу общества. Во-первых, людям свойственно действовать нелогично, но полагать при этом, что другие воспринимают их действия как логичные. Он выделяет 6 классов т. н. остатков (страстей, инстинктов), являющихся социальными фактами, но в то же время несущих угрозу социальному равновесию. В силу своих склонностей к иррациональному люди совершают множество социальных действий, чреватых изменениями. Во-вторых, рассуждая об обществе, необходимо различать научную валидность и социальную полезность той или иной доктрины. Даже самые абсурдные из них могут быть общественно полезны. В-третьих, необходимо принимать во внимание различия между индивидуальным и общественным, особенно в том, что касается практических аспектов построения доктрины. Предлагая определённые социальные изменения, их инициатор, как правило, действует слепо – исходя из собственных убеждений, устремлений или познаний, которые принципиально неполны. Он понимает конечную цель, куда должно прийти общество, но не может быть уверен ни в том, что оно хочет того же, ни в том, что оно дойдет до цели, поставленной реформатором. Понимая эти риски, Парето предлагает следовать личным интересам, максимально краткосрочным и достижимым (Pareto. A Treatise on General Sociology. Vol. 1. 1935. P. 199–230).
В основных социологических работах «Трактат по общей социологии» (1916) и «Компендиум по общей социологии» (1920) Парето ввёл собственную концепцию идеологии, подробно анализируя её с психологической и социологической точек зрения. Он разрабатывает классификацию словесных реакций, с помощью которых идеологи завладевают сознанием масс. Первый класс – это утверждения-аксиомы (изречения из священных книг; трансляция представлений, уже утвердившихся в обществе), второй – некомпетентные суждения со ссылкой на авторитет, третий – апелляция к различным чувствам людей. Целью паретовского анализа идеологий является представление их как ложных, псевдонаучных, нелогических мировоззренческих систем. Вместе с тем, верный методологическому принципу о потенциальной общественной полезности абсурдного, он не отказывал идеологиям в мобилизующей силе и определённой социальной роли (Pareto. The Mind and Society. Vol. 3. 1935. P. 899–936).
Ключевое понятие в социологии Парето – «элита». Он даёт ему следующее определение: «Класс людей, имеющих высший показатель в своей сфере деятельности» (Парето. 2004. C. 132). Парето делит всё население на два слоя: неэлиту и элиту, которая, в свою очередь, делится на правящую и неправящую. Общество – это пирамида, на вершине которой находится элита. Отдельный индивид может как подняться с неэлитного уровня на элитный в силу своих врожденных психологических качеств, исключительных талантов и достижений, так и опуститься из элиты в массу. Таким образом, имеет место «циркуляция элит» (Парето. 2004: 135). Элита манипулирует массой за счёт игры на чувствах и убеждениях последней, заставляя неэлиту служить интересам элиты. Гуманизм, по Парето, является идеологией самоубийства элиты, демократия – пустым и бессмысленным понятием. С течением времени элита теряет свою силу и в случае полной деградации заменяется другой элитой в процессе революции, задача которой – восстановление утраченного общественного равновесия. Условием революции является не только бессилие правящей элиты, но и наличие сильной группы интересов, способной совершить переворот. В этом контексте Парето полностью оправдывает насилие, служащее цели восстановления равновесия, порядка, стабильности. Будучи историческим пессимистом, Парето выражает поддержку силам, готовым «править железной рукой», подавлять инакомыслие, преследовать своих политических оппонентов. Иными словами, он показывает себя сторонником авторитарных методов управления (Парето. 2004. C. 119–122).
Социологически значимы и ключевые экономические идеи учёного, названные его именем: понятие эффективности по Парето и теория Парето-распределения.
Согласно общей формуле эффективности по Парето, оптимальное состояние «определяется как положение, в котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние путем трансформации товаров и услуг в процессе производства или обмена без ущерба для благосостояния какого-либо другого индивида» (Блауг. 1994. С. 543). Т. е., если в экономических отношениях обмен не принесёт новых выгод, имеет место ситуация оптимальности. Понятие эффективности по Парето применяется не только в марджиналистской экономике, но и в инженерном деле и исследованиях биологических процессов (Seward. 2018). Парето-распределение – это двухпараметрическое семейство абсолютно непрерывных распределений, являющихся степенными. Сам мыслитель применял это распределение для анализа благосостояния – в частности, для обоснования правила, согласно которому 20 % популяции владеет 80 % богатства (Pareto. 1964. P. 299–345). Помимо экономики, оно также используется в лингвистике, где известно как закон Ципфа – закономерность распределения частотности слов естественного языка (Zipf. 1949. P. 484–490).
Парето считается классиком социологии 20 в. и одним из трёх крупнейших представителей элитистской социологии наравне с Г. Моска и Р. Михельсом. Значительно повлиял на американскую социологию – в частности, на Т. Парсонса, Дж. Хоманса, Л. Хендерсона. Также его идеи оказали воздействие на философа права Н. Боббио и на политического ученого Р. Арона; подвергались критике К. Поппером и Ф. Боркенау.
Экономические идеи Парето стали продолжением «марджиналистской революции», начатой Л. Вальрасом, К. Менгером и У. Джевонсом. Концепции Парето-распределения и эффективности по Парето не утратили актуальности и активно применяются в теоретической экономике.