Эйзенштадт Шмуэль Ноах
Э́йзенштадт Шмуэ́ль Но́ах (Айзенштадт) (Shmuel Noah Eisenstadt) (10.9.1923, Варшава – 2.9.2010, Иерусалим), израильский социолог, представитель исторической социологии. С 1930-х гг. жил в Палестине. Учился в Еврейском университете в Иерусалиме, затем в Лондонской школе экономики. Ученик М. Бубера. Преподавал в Европейском университете в Иерусалиме (профессор с 1959), а также в ряде европейских и североамериканских университетов. Испытал влияние структурного функционализма (в том числе Т. Парсонса, Э. Шилза), М. Вебера, К. Ясперса (концепция «осевого времени»).
Большинство работ Эйзенштадта посвящено сравнительному изучению эволюции современных и досовременных обществ, в том числе процессов формирования «империй» Древнего мира (Египет, Персия, Китай, Древний Рим и др.), а также становления и развития великих «осевых» цивилизаций Старого Света (в рамках которых возникли мировые религии), впервые выявивших фундаментальное напряжение между «несовершенными» посюсторонними порядками и системами высших трансцендентных ценностей. Модерн, прорыв в современность, осуществлённый западноевропейской цивилизацией и приобретший впоследствии всемирно-историческое значение, выступает как своего рода «вторая осевая эпоха». Западный проект модерна, однако, не является единственно возможным. Модернизация характеризуется как принципиально открытый, «нелинейный» и поливариантный процесс с неочевидным исходом (теория «множественных модернов»). Традиции и местные культурные особенности не обязательно жёстко противостоят модернизации: они могут в разной степени способствовать или препятствовать ей, определяя своеобразие социально-исторической динамики в разных регионах мира.
На вектор модернизации в конкретном обществе влияет множество разнородных сил и условий, в том числе соотношение интересов разных социальных субъектов, солидарных или противоборствующих социальных групп и их коалиций, особенности культурных и идеологических факторов (например, наличие «гетеродоксии» – инакомыслия как источника духовных изменений), международная обстановка и т. д. Модернизация, становящаяся своего рода «вызовом» социальной системе, способна провоцировать дестабилизацию в обществе, стимулировать конфликты и массовое протестное поведение и нередко реализуется по революционному сценарию; в ряде случаев наблюдаются также «срывы» модернизации. Эйзенштадт анализировал революции эпохи модерна в их отличии от многочисленных бунтов, восстаний и переворотов, совершавшихся в традиционных обществах на протяжении тысячелетий («Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций», 1978, рус. пер. 1999), и выделил, в частности, тоталитарные («якобинские») версии модернистских движений и идеологий (в их числе новейший «фундаментализм»).