Чикагская школа
Чика́гская шко́ла, американская социологическая школа, сложившаяся на базе факультета социологии и социальной антропологии Чикагского университета в конце 1910-х гг. и существовавшая до начала 1930-х гг. Ключевые фигуры: Р. Э. Парк, Э. Бёрджесс, Л. Вирт, Э. Фэрис, Р. Д. Маккензи. Теоретической основой чикагской школы служили прежде всего идеи Парка. Школа сохраняла теснейшую связь с философией и социальной психологией прагматизма (Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, У. Джеймс, Дж. Р. Энджелл и др.).
Чикагская школа стремилась изучать социальную жизнь во взаимосвязи её разнообразных аспектов, на уровне макропроцессов и микросоциологическом уровне локальной повседневности, при непосредственном соединении теории, метода и эмпирического исследования с ориентацией на реализацию полученных результатов в практике социальных реформ. Значимость чикагской школы связана во многом с осуществлённой ею обширной программой эмпирических исследований, основным местом которых был современный промышленный город (преимущественно Чикаго, в меньшей степени Нью-Йорк, Колумбус и другие американские города); исследования проводились также в быстро урбанизирующихся ареалах за пределами США (работы американского антрополога Р. Редфилда в Мексике и Гватемале). В ряде исследований воплотился многомерный подход, сочетающий экологический, демографический, институциональный, культурологический и социально-психологический анализ; более специализированными были выделившиеся в 1920-е гг. три направления: исследования человеческой экологии, социальной организации и социальной психологии.
В методологическом отношении для чикагской школы характерно сочетание количественных и качественных методов: работа со статистическими данными, картографирование, этнографическое наблюдение (включённое и невключённое), интервью в разных его формах, использование биографических и автобиографических материалов (историй жизни, дневников, писем и т. п.), фотография и т. д.
Работы представителей чикагской школы тематически разнообразны. Многочисленные исследования проблем преступности, в том числе организованной, а также детской и подростковой делинквентности оказали влияние на развитие криминологии в США («Шайка» Ф. М. Трашера, 1927; «Организованная преступность в Чикаго» Дж. Ландеско, 1929; «Ареалы делинквентности» К. Шоу и др., 1929; «Обирающий пьяных», 1930, и «Естественная история делинквентной карьеры», 1931, К. Шоу; «Порок в Чикаго» У. Реклесса, 1933; «Братья по преступлению» К. Шоу и др., 1938). Другой важной темой было изучение «расовых отношений» («Негр в Чикаго» Ч. Джонсона, 1922; «Маргинальный человек» Э. В. Стоунквиста, 1937; исследования Р. Э. Парка, Л. Вирта, Э. Ф. Фрейзера, Э. Б. Рейтера и др.). Много внимания уделялось изучению социально-культурной разнородности города и различных городских «социальных миров» («Гетто» Вирта, 1928; «Золотой Берег и трущобы» Х. У. Зорбо, 1929; «Пилигримы Русского городка» П. Янг, 1932; «Хобо» Н. Андерсона, 1923). Исследования соседств и локальных сообществ были связаны с участием социологов чикагской школы в проекте по изменению районирования Чикаго. Изучались коллективное поведение («Естественная история революции» Л. Эдвардса, 1927; «Забастовка» Э. Т. Хиллера, 1928; «Масса и публика» Парка, 1904; «Шайка» Ф. М. Трашера, 1927; работы о коллективном поведении и моде Г. Блумера), самоубийство («Самоубийство» Р. Кавана, 1928), семья и кризис семьи в современном городском обществе («Семейная дезорганизация» Э. Р. Маурера, 1927; «Негритянская семья в Чикаго» Фрейзера, 1932; работы Э. У. Бёрджесса, Л. Котрелла и др.), занятия и профессии («Рост института: Чикагское агентство недвижимости» Э. Ч. Хьюза, 1928; «Продавщица» Ф. Р. Донована), современные массмедиа и их влияние («Иммигрантская пресса и её контроль» Парка, 1922; «Новость и интересная история» Х. М. Хьюз, 1940; исследования влияния кино на поведение горожан 1930-х гг.), гостиничные миры («Гостиничная жизнь» Н. С. Хейнера, 1933), городской досуг («Таксидэнс-холл» П. Г. Кресси, 1932). Многие из этих исследований имели новаторский характер и сохраняют свою значимость доныне.
Чикагская школа во многом предопределила развитие американской социологии в 20 в. Из неё выделилось несколько самостоятельных направлений: символический интеракционизм (Г. Блумер), человеческая экология (Дж. Куинн, Э. Хоули), «укоренённая теория» как стратегия качественного исследования (А. Стросс, Б. Глейзер, К. Чармаз и др.).