Дюркгейм Эмиль
Дюркге́йм Эми́ль (Émile Durkheim) (15.4.1858, Эпиналь – 15.11.1917, Париж), французский социолог, один из создателей социологии как науки, профессии и предмета преподавания. Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1882). Преподавал в лицеях Санса, Сен-Кантена и Труа; университетах Бордо (1887–1902, профессор с 1896) и Парижа (1902–1917). Основатель и глава французской социологической школы, группировавшейся вокруг основанного им в 1898 г. журнала L’Année sociologique («Социологический ежегодник»).
Научное мировоззрение Дюркгейма сформировалось под влиянием Р. Декарта, Ш. Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, О. Конта, Г. Спенсера, французских философов Ш. Ренувье и Э. Бутру. В противовес интуитивизму и интроспекционизму «философии жизни» он обосновывал необходимость распространения принципов рационализма и детерминизма на познание социальных явлений, применения в социальных науках объективных методов по образцу естественных наук. Главный методологический принцип социологии Дюркгейма – «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т. е. на основе их признаков, фиксируемых внешним образом, подобно тому как это происходит с научным познанием явлений природного мира. Из социологии, как и из других наук, следует устранить все «предпонятия», т. е. понятия, сформировавшиеся вне науки.
Согласно Дюркгейму, социальная реальность так же фундаментальна и «прочна», как и другие виды природной реальности. Поэтому она так же не поддаётся произвольному манипулированию, и управлять ею можно, лишь опираясь на её собственные тенденции и закономерности. Обосновывая самостоятельность социологии, её особое и даже доминирующее положение среди наук о человеке, он доказывал, что общество – это реальность особого рода, которая не сводится к биопсихической реальности индивидов. Отсюда его критика биологических и психологических объяснений в социологии и требование «чисто» социологического объяснения: социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не процессами, происходящими в психике и поведении индивидов. При этом социология в значительной мере совпадает с «коллективной психологией», отличной от психологии индивида и основанной на идее специфического характера общества, группы и других форм социальности. По Дюркгейму, общество – результат взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, этот результат существует уже как самостоятельная реальность, обладающая собственными свойствами и оказывающая, в свою очередь, более или менее сильное воздействие на индивидов. В книге «Правила социологического метода» (1895) (в русском переводе – «Метод социологии») он утверждал, что социальные факты, составляющие предмет социологии, отличаются двумя признаками: они находятся вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Подобными признаками обладают, в его истолковании, самые различные формы социальности: «коллективные представления», «коллективное сознание», «коллективные чувства», «сакральное» (в противовес «профанному») и т. п.
Философско-антропологическая концепция Дюркгейма основана на представлении о человеке как о двойственном существе, в котором сложным образом взаимодействуют и борются два начала: индивидуальное и социальное. Первое представляет биопсихическую природу человека и выражается в разного рода индивидуальных потребностях, импульсах, аппетитах и т. п.; второе – в социальных правилах, нормах, институтах, ценностях, символах и т. д. Второе, естественно, не может существовать без первого; первое же нуждается во втором, в социальной (групповой) принадлежности, идентичности и социальном регулировании, без чего потребности и устремления человека носят беспредельный, необузданный, разрушительный и саморазрушительный характер.
В книге «О разделении общественного труда» (1893) Дюркгейм обосновывал положение о том, что основная функция разделения труда (понимаемого в широком смысле как социальная деятельность) состоит в формировании и поддержании социальной солидарности. В архаических («сегментарных») обществах существует «механическая солидарность», основанная на «коллективном сознании», целиком поглощающем индивидуальные сознания. В развитых обществах она уступает место «органической солидарности», основанной на разделении труда, функциональной взаимозависимости и взаимообмене. «Коллективное сознание» здесь сохраняется, но действует в более ограниченной сфере; его предписания становятся более общими и неопределёнными, что порождает индивидуальные различия и разнообразие их истолкований. Разделение труда может не порождать солидарности тогда, когда оно является «анормальным», т. е. «аномическим» (никак не регламентируемым), принудительным или недостаточно эффективным в функциональном отношении.
В работе «Самоубийство» (1897), построенной на анализе статистических данных, Дюркгейм, отвергая психологические, психиатрические и другие распространённые объяснения самоубийств, связывает их количество со степенью интеграции и ценностно-нормативной регуляции общества или социальной группы. Он анализирует три основных типа самоубийства: «эгоистическое», являющееся следствием ослабления социальных связей индивида; «альтруистическое», происходящее из-за крайнего поглощения индивида обществом; «аномическое», возникающее в результате ценностно-нормативного вакуума (аномии) в обществе (четвёртый тип – «фаталистское» самоубийство, выступающее как симметричный антипод «аномического», как результат чрезвычайной «зарегулированности» социальной жизни, Дюркгейм лишь называет в качестве гипотетического). В каждом обществе, по Дюркгейму, существуют определённые «суицидогенные течения» и соответствующая степень предрасположенности к самоубийствам. Преодолеть аномию, характерную для современных ему индустриальных обществ, он считал возможным посредством всемерного развития института профессий и профессиональных групп, или корпораций, возрождающих в новой форме цеховую организацию европейского Средневековья. Занимая промежуточное положение между семьёй и государством, эти группы призваны выполнять функцию общины, моральной среды для индивидов.
В труде «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм на основе анализа тотемических культов австралийских аборигенов исследовал социальные истоки и функции религии, а также социальное происхождение форм мышления и категорий сознания. Отвергая мифологическую, анимистическую и другие теории происхождения и сущности религии, он интерпретировал её как совокупность верований и действий, касающихся сакральных объектов, которые противостоят профанным (мирским) объектам. Религия, по Дюркгейму, это система символов, представляющих в той или иной форме общество, группу и другие социальные образования, которые являются реальными и подлинными адресатами всех религиозных культов. Любой объект, независимо от его внутренних свойств, может стать священным, если он символизирует общество (социальную группу и т. п.). Главные социальные функции религии, согласно Дюркгейму, создание и воссоздание сплочённости и идеалов, стимулирующих общественное развитие. С его точки зрения, социологический подход к религии предполагает признание истинности всех религиозных систем, поскольку все они так или иначе выражают социальную реальность. Этот подход означает также отсутствие принципиального различия между традиционными религиозными культами в собственном смысле и гражданскими культами: и те и другие относятся к сакральным сущностям, символизирующим социальные отношения, они выполняют одинаковые социальные функции.
Дюркгейм сочетал эволюционистский и структурно-функциональный подходы к изучению социальных явлений. Первая тенденция проявилась у него главным образом в типологии обществ, в понимании сложных обществ как комбинаций простых, в объяснении социальных институтов посредством обращения к их «элементарным» формам. Вместе с тем, соединив присущий биоорганической школе в социологии взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социальной реальности, Дюркгейм разработал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии, социальной и культурной антропологии. Под социальной функцией он понимал соответствие того или иного явления определённой потребности социальной системы и требовал отличать функции от сознательно формулируемых и декларируемых целей.
Дюркгейм в своих исследованиях стремился сочетать теоретический и эмпирический подходы к изучению социальных явлений. В отличие от конфликтной теории общества (К. Маркс, некоторые варианты социального дарвинизма), он рассматривал социальную жизнь прежде всего как сферу солидарности и согласия.
Основной вклад Дюркгейма в социальную науку состоит в трактовке общества как ценностно-нормативной системы, как системы символов, обеспечивающих интеграцию и взаимодействие между людьми. Его исследования оказали огромное влияние на последующее развитие теоретической социологии, различных отраслей социологического знания, а также на другие социальные и гуманитарные науки. Его научное творчество по-прежнему является объектом многочисленных исследований и продолжает рассматриваться как актуальное.