Габитус (в социологии)
Га́битус (от лат. habitus – внешность, наружность), в социально-гуманитарном знании – привычная манера действовать. В истории философии понятие «габитус» восходит к «эксису» (греч. ἕξις – обладание, состояние) Аристотеля, у которого в сочинении «Никомахова этика» этот термин обозначал устойчивое состояние, предрасположение, управляющее чувствами, желаниями, поведением. Фома Аквинский в трактате «Сумма теологии» перевёл этот термин на латынь как habitus и придал ему дополнительное значение способности изменяться благодаря активности или длящейся установке (промежуточной между множественной потенцией и конкретным действием с определённой целью).
В феноменологии Э. Гуссерля габитус – ментальное движение между прошлым опытом и будущими действиями. Гуссерль также употреблял концептуально близкий термин Habitualität, позднее переведённый его учеником А. Шюцем как «habitual knowledge» («обыденное знание») и в таком виде адаптированный этнометодологией. В смысле психологического источника социального поведения «цивилизованных» людей это понятие использовалось Н. Элиасом.
В классической социологии и антропологии (М. Мосс, К. Леви-Строс) термин «габитус» употреблялся применительно к т. н. телесным привычкам. В социологии второй половины 20 в. это система устойчивых предрасположенностей, позволяющая индивиду воспринимать, оценивать окружающее и действовать свойственным только ему способом (П. Бурдье). Габитус является одновременно продуктом прошлого и порождающим принципом новых практик и представлений. Его можно описать как комплекс субъективных значений объективных социальных структур, в которые индивид был интегрирован в процессе своей социализации (М. Фуко).
В целом габитус – воспроизводство внешних социальных структур под видом внутренних структур личности, «иметь», которое превратилось в «быть» (Э. Фромм). Он порождает такие практики и представления, что его носитель оказывается объективно адаптированным к ансамблю социальных структур, продуктом которого сам является. Составляющие габитуальной диспозиции имеют длительный характер и иногда продолжают действовать даже тогда, когда породившие их условия уже больше не существуют (эффект гистерезиса). Габитус позволяет осуществить потенциально бесконечное множество действий, которые напрямую не сводятся к социальным условиям их производства, но выражают один общий принцип.
Габитус систематически проявляется во всех практиках индивидов, его схемы переносимы из одной сферы в другую. Структурируя практики индивидов, он задаёт им относительное внутреннее единство, самосогласованность. Стили жизни, являясь продуктами габитуса, становятся системами социально квалифицированных знаков (например, «утончённый», «вульгарный» и т. д.).