Маргинальность
Маргина́льность (от лат. marginalis – крайний, находящийся на грани), в социологии – характеристика промежуточного или пограничного положения индивидов и общественных слоёв в тех или иных социальных структурах. Маргинальность, как правило, предполагает столкновение, противостояние значимых для индивида систем ценностных ориентаций, норм, поведенческих образцов. Феномен маргинальности получил широкое распространение в современных урбанизированных обществах благодаря усилению процессов социальной трансформации, темпов социальной мобильности и миграционных потоков.
В классической интерпретации чикагской школы маргинальность персонифицируется в образе человека, находящегося на стыке нескольких социальных миров (например, иммигранта, покинувшего привычную для него среду и не интегрировавшегося в полной мере в новую; ребёнка, воспитанного представителями разных культур, и т. п.). Понятие «маргинальной ситуации» описывает также широкий круг социальных событий, сопровождающихся внутренним ролевым конфликтом, требующим от личности удовлетворения разнонаправленных, а порой и противоположных ожиданий со стороны партнёров по взаимодействию. Маргинальный статус нередко выступает в качестве предпосылки формирования особой – маргинальной (амбивалентной, фрагментированной) идентичности, становящейся для индивида источником болезненных переживаний (тревоги, неуверенности в себе, одиночества).
Другой вариант маргинальности представляют индивиды и группы, оказавшиеся за гранью «приличного общества» («изгои», «аутсайдеры», «деклассированные элементы», «люмпены» и т. п.). Маргинализация целых обществ. слоёв в результате резких и быстрых социальных трансформаций создаёт благоприятные условия для распространения отклоняющегося поведения, а в ряде случаев ведёт к аномии – состоянию социальной дезориентации, дезорганизации и ослабления социальных связей.
Маргинализация не всегда предполагает вытеснение на периферию общественной жизни, способствуя в процессе адаптации маргинальной личности к новой ситуации активизации её творческих способностей, склонности к инновациям, расширению кругозора и критическому осмыслению различных ценностных систем и т. д.
Проблематика маргинальности стала предметом эмпирических исследований и теоретического анализа в американской социологии между 1-й и 2-й мировыми войнами, прежде всего в работах Р. Э. Парка, а затем Э. Стоунквиста, Р. Мертона, Т. Шибутани и др.