Зиммель Георг
Зи́ммель Гео́рг (Georg Simmel) (1.3.1858, Берлин – 26.9.1918, Страсбург), немeцкий социолог и философ. Окончил Берлинский университет (1881), где преподавал с 1885 г. (экстраординарный профессор с 1901). С 1914 г. – профессор Страсбургского университета. Один из ведущих представителей формальной школы в социологии.
В творчестве Зиммеля обычно выделяют три периода:
Ранний – эволюционистски-натуралистический (влияние Г. Спенсера и Ч. Дарвина) [ключевые работы: диссертация о физической монадологии; «Социальная дифференциация» («Uber soziale Differenzierung: soziologische und psychologische Untersuchungen», 1890); «Введение в науку о морали» («Einleitung in die Moralwissenschaft: eine Kritik der ethischen Grundbegriffe», 1892–1893)].
Зрелый – неокантианский, характеризующийся априоризмом в понимании культурных ценностей [ключевые работы: «Философия денег» («Philosophie des Geldes», 1900); «Социология: исследование форм обобществления» («Soziologie: Untersuchungen uber die Formen der Vergesellschaftung», 1908)].
Поздний – связанный с разработкой оригинальной версии философии жизни [ключевые работы: сборник эссе «Философская культура» («Philosophische Kultur», 1911); «Основные вопросы социологии: индивид и общество» («Grundfragen der Soziologie: Individuum und Gesellschaft», 1917); многочисленные очерки, посвящённые проблематике кризиса современной культуры].
Согласно изложенной в работах Зиммеля 1890–1900-х гг. концепции формальной социологии, предметом последней должны являться описание и классификация «форм обобществления» – устойчивых конфигураций социального взаимодействия (обмен, иерархия, конфликт, конкуренция, господство и подчинение, разделение труда и т. д.), подлежащих рассмотрению вне зависимости от их конкретно-исторического содержания, т. е. мотивов, целей, потребностей людей, вступающих в отношения друг с другом. Объектом такой «чистой социологии» могут становиться любые социальные явления, поскольку они порождаются межличностным и групповым взаимодействием. Для Зиммеля различение «форм» и «содержания» (или «материи») обобществления имело принципиальное значение: «содержание» общественной жизни есть то, по поводу чего люди вступают во взаимодействие; «форма» – то, как они это делают, т. е. механизм, структурная и процессуальная логика социальных связей. Специфический «угол зрения», взгляд социологии на общество делает её своего рода «грамматикой» или «геометрией» социальных форм. Или, как подчёркивал сам Зиммель, социология может считаться единственной из социальных наук, «интересующейся в обществе собственно обществом». При этом общество представало в концепции Зиммеля не как статическая система, но именно как процесс обобществления (Vergesellschaftung), в котором постоянно созидаются и воспроизводятся разнообразные модели типовых человеческих отношений.
Концепция общественного развития Зиммеля отличается многоплановостью. В ранний период он рассматривал исторический процесс как прогресс, движение от простого к сложному, как «дифференциацию». Констатируя прямую зависимость уровня развития личности от численности группы, Зиммель связывал с разрастанием и структурным усложнением социальных образований относительное «освобождение индивида». Позднее в фундаментальном труде «Философия денег» Зиммель акцентировал внимание на негативных аспектах рационализации человеческих отношений в современном обществе, сопровождающейся постепенным устранением эмоциональных компонентов, обеднением душевной жизни, отчуждением объективированных социальных и культурных форм в условиях прогрессирующей специализации и разделения труда. Обезличенные институциональные структуры сковывают внутренние творческие потенции человека. Символом современного мира становятся деньги, которые благодаря своему статусу универсального эквивалента и меры любых ценностей превращаются в самоцель, а культурно значимые объекты, ими исчисляемые (притом не только вещи, но также люди и их отношения), низводятся до уровня средства.
Деньги, как «чистое отображение ценностных отношений вещей», – инструмент рационального обмена материальных и духовных благ, потенциально уравнивают совершающих финансовые операции субъектов, конвертируют одни ценности в другие, измеряя их количественно и нивелируя тем самым их содержательное, качественное своеобразие. Среди прочего, сферами прицельной социологической диагностики становятся для Зиммеля духовный облик, стиль мышления и поведения жителей современных больших городов; влияние денежного хозяйства на отношения полов (в связи с чем специальной интерпретации подвергается феномен проституции); и т. д. Книга «Философия денег», наряду с произведениями Ф. Тённиса, М. Вебера, В. Зомбарта, О. Шпенглера, М. Шелера и др., определяла теоретические горизонты интеллектуальной традиции, в русле которой осуществлялись исследования, посвящённые анализу закономерностей и парадоксов всемирно-исторического процесса модернизации.
Значительный интерес представляют рассуждения Зиммеля о природе и происхождении, механизмах и функциях социальных конфликтов. Согласно Зиммелю, не все конфликты, возникающие в человеческих сообществах, порождаются структурными, объективными причинами. Определяя склонность к конфликтам как своего рода «психологическое априори» человека, Зиммель их источником считал не только противоположно направленные интересы, но и субъективно ощущаемые отношения враждебности. Вместе с тем многие общественные конфликты не являются антагонистическими. Не все конфликты приводят с необходимостью к разрушению социальных связей. Напротив, некоторые из них имеют позитивные последствия как для сторон-участников, так и общества в целом. Таким образом, ряд конфликтов могут выполнять важные социально-интегративные функции: препятствовать размыванию межгрупповых границ, способствовать повышению сплочённости группы и солидарности её членов перед лицом внешней (действительной или мнимой) угрозы, формировать нормы и правила взаимодействия противников и т. д. На эвристическом фундаменте обозначенного комплекса зиммелевских идей Л. А. Козером была выстроена ставшая впоследствии классической функционалистская теория социального конфликта.
Под влиянием В. Дильтея Зиммель разрабатывал собственный проект «понимающей» методологии, предназначенной для социологии и других гуманитарных наук. «Понимание» рассматривалось Зиммелем не только как средство научного познания, но и как универсальная предпосылка социальной жизни, поскольку упорядоченное сосуществование и взаимодействие людей становятся возможными лишь благодаря тому, что индивиды «понимают» (или «думают, что понимают») друг друга. Процедура понимания, как научного, так и повседневного, основывается, по Зиммелю, не столько на объективном отражении социально значимых качеств «другого», сколько на субъективном, «гипотетическом» конструировании его «упрощённого» образа, предполагающем приписывание этому «другому» определённых типических черт и характеристик (например, «чиновник», «военный», «начальник» и т. п.). В данных рассуждениях Зиммелем был предварительно очерчен круг проблем, ставших в дальнейшем предметом исследований в интерпретативной социологии (в частности, в школе символического интеракционизма, феноменологической социологии А. Шюца, этнометодологии).
Противопоставление «жизни» как творческой стихии и создаваемых ею исторически относительных, преходящих «форм», в силу своей объективации ограничивающих её стремление к постоянному изменению, лежит в основе философии культуры позднего Зиммеля. Непрестанный процесс формообразования, разрушения старых и созидания новых форм является для жизни единственно возможным способом существования. Конфликт жизни и её объективированных форм – источник «трагедии культуры», наблюдаемой в самых разных областях человеческой деятельности (в экономике, искусстве, религии и т. д.). Современный период в развитии культуры характеризуется Зиммелем как «восстание жизни против идеи формы как таковой».
Зиммель – автор многочисленных философских и культурологических работ, написанных в жанре эссе (посвящённых в том числе творчеству Микеланджело, Рембрандта, И. Канта, И. фон Гёте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше), различных художественно-публицистических очерков и зарисовок. Зиммель не создал при жизни собственной научной или философской школы, не возникла она и после его смерти, что отчасти объяснялось своеобразием стилистики его произведений. Лишь некоторые его идеи были выражены в систематически организованной форме научного трактата. Х. Ортега-и-Гассет писал про Зиммеля: «Этот проницательный ум, своего рода философская белка, никогда не ограничивался рассмотрением проблемы в себе, но использовал её как сцену, на которой демонстрировал свои блестящие аналитические упражнения» (Козер. 2000. С. 50).
Тем не менее влияние Зиммеля на развитие западной социологии и философии 20 в. можно считать значительным. Зиммель – один из основоположников социологии моды и социологии города, а также социологии конфликта. Зиммелевская концепция «чужака» (индивида, занимающего дистанцированное положение по отношению к ценностям и нормам доминирующих в обществе групп) была воспринята Р. Э. Парком, создавшим впоследствии на её основе теорию «маргинальной личности». «Культуркритические» идеи Зиммеля, особенно связанные с оценкой феномена отчуждения, получили дальнейшее развитие в работах Д. Лукача, Э. Блоха, а также в социальной философии франкфуртской школы (у Т. Адорно и М. Хоркхаймера).