Бодрийяр Жан
Бодрийя́р Жан (Jean Baudrillard) (20.7.1929, Реймс – 6.3.2007, Париж ), французский философ, социолог, культуролог, публицист. Выпускник Сорбонны (1958). Со 2-й половины 1950-х гг. работал журналистом в газете Libération, журнале Les Temps modernes и других изданиях. В 1966 г. защитил диссертацию, опубликованную в 1968 г. в виде книги «Система вещей» и принесшую ему широкую известность. С 1966 г. – преподаватель, с 1972-го – профессор социологии университета Париж-VII (Нантер). Активно участвовал в волнениях в мае 1968 г. В 1986–1990 гг. – научный руководитель Института социально-экономических исследований при университете Париж-IX (Дофин). Неоднократно выступал с лекциями в крупнейших университетах мира, в том числе в России. Его тексты спровоцировали появление ряда знаковых произведений массовой культуры (в том числе цикл фильмов «Матрица»).
Творчество Бодрийяра относят к т. н. постмодернистской философии. В ранних работах мыслитель выступает как сторонник семиотической интерпретации потребительского общества, испытавший заметное влияние марксизма, структурализма и психоанализа. Также известен как создатель «политической экономии знака», оригинальной концепции символического обмена и «постсоциологической» теории масс. В 1980-е гг. обосновывает теории «трансполитики», «трансэкономики» и «транссексуальности». В 1990–2000-е гг. в центре его внимания феномены современной войны и терроризма.
Бодрийяр начинал как переводчик работ К. Маркса, однако вскоре вслед за Ж.-П. Сартром обратил пафос марксистского радикализма на сам марксизм. Итогом этой критики стала немарксистская (или даже антимарксистская) модель социальной критики, отказавшаяся от диалектической интерпретации истории и идеи революционного преобразования общества. Взамен марксовой концепции идеологии как «ложного сознания» Бодрийяр предложил концепцию симуляции, связанную с анализом различных форм имитации жизни.
Под влиянием Р. Барта исследовал феномен виртуализации на материале фотографии, телевидения и интернета. Придав статус аксиомы тезису о симулякре, т. е. знаке без объекта, соотносимом только с другим знаком, философ заметно радикализировал многие положения семиотики.