Сорокин Питирим Александрович
Соро́кин Питири́м Алекса́ндрович [23.1(4.2).1889, село Туръя Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Княжпогостского района Республики Коми – 10.2.1968, Уинчестер, штат Массачусетс], российско-американский социолог. В 1906 г. за революционную деятельность как член партии социалистов-революционеров исключён из церковно-учительской семинарии в Костромской губернии. В 1909 г. по окончании общеобразовательных курсов А. С. Черняева в Санкт-Петербурге сдал экзамены за гимназический курс экстерном. В 1909–1910 гг. учился в Психоневрологическом институте В. М. Бехтерева, в 1910–1914 гг. – на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Значительное влияние на формирование взглядов Сорокина оказали М. М. Ковалевский (личным секретарём которого он был в течение ряда лет), а также Л. И. Петражицкий и Е. В. Де Роберти.
В первой большой работе «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914) Сорокин разделил всю совокупность человеческих поступков на 3 группы: акты «дозволенно-должные», «рекомендуемые» и «запрещённые», вызывающие разную реакцию со стороны общества. Основную причину преступности усматривал в несовпадении «шаблонов поведения» различных групп населения, входящих в «замиренную группу» (например, государство). В рамках единой «замиренной группы», к которой, по мнению Сорокина, приближается человечество, не будет со временем ни преступлений, ни подвигов. Венчает эту политико-правовую утопию Сорокина появление «сверхчеловека», стоящего по ту сторону права и морали.
После Февральской революции 1917 г. Сорокин стал одним из редакторов правоэсеровской газеты «Воля народа», где опубликовал около сотни статей. Летом 1917 г. был секретарём А. Ф. Керенского. Был избран депутатом Учредительного собрания по Вологодской губернии от партии эсеров. В начале 1918 г. арестован большевиками. Выйдя на свободу, отправился в Архангельск, где ожидалась высадка английского десанта. Не добравшись до Архангельска, скрывался в северодвинских лесах, снова был арестован и приговорён к расстрелу, от которого его спасли усилия друзей и собственный отказ от политической деятельности (он заявил о выходе из партии эсеров и из числа депутатов Учредительного собрания).
После освобождения продолжил научную и преподавательскую работу в Петроградском университете и различных вузах. Проект «Системы социологии» Сорокина (в 2 томах, 1920) состоял из теоретической социологии, рассматривавшей явления человеческого взаимодействия с точки зрения «сущего», и практической социологии, исследовавшей этот же предмет с точки зрения «должного». Теоретическая социология разделялась на социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику, изучавшие строение, функционирование и развитие социальных агрегатов разного уровня. С позиций «социологического плюрализма» критиковал различные однофакторные «монистические» концепции 2-й половины 19 – начала 20 вв., в том числе учение К. Маркса.
В 1922 г. вместе с большой группой учёных и литераторов Сорокин выслан из страны; его монография «Голод как фактор» была уничтожена советской цензурой. В Чехословакии Сорокин выпустил ряд книг, в том числе «Современное состояние России» (1922). С октября 1923 г. в США, где оставался до конца жизни. Профессор Миннесотского (1924–1930) и Гарвардского университетов (1929–1959, в 1931–1942 декан основанного здесь социологического факультета). Президент Американской социологической ассоциации (1965).
Основная тематика научных работ Сорокина американского периода творчества – проблемы социальной мобильности и социокультурной динамики. В основополагающем труде «Социальная мобильность» («Social Mobility», 1927) Сорокин впервые ввёл понятия социального пространства, мобильности «вертикальной» (передвижение по социальной лестнице, влекущее за собой изменение в социальном статусе индивида или группы) и «горизонтальной» (социальные перемещения, не влекущие за собой подобных изменений), ставшие с тех пор общеупотребительными. Одно из центральных понятий Сорокина – социальная стратификация: «Дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоёв. Её основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» (Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. 1992. С. 302). Главные формы социальной стратификации – экономическая, политическая и профессиональная. В истории человеческого общества нет постоянной тенденции ни к всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, поскольку тенденция социальной пирамиды к возвышению дополняется тенденцией к уравниванию. Когда экономическая или социальная пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «противосилы»: революции, перевороты и тому подобные социальные катаклизмы, которые как бы отсекают вершину пирамиды, превращая её на какое-то время в трапецию. Затем эти силы уступают место тенденции к дифференциации, что опять ведёт к росту пирамиды, и цикл продолжается.
Фундаментальный труд «Социальная и культурная динамика» («Social and Cultural Dynamics», 4 vols., 1937–1941) является своего рода компромиссом между невозможностью обнаружить «цель в истории» и попыткой сформулировать предельно общие закономерности социокультурных изменений. Эмпирико-статистическое изучение искусства, науки, религии и права привело Сорокина к выводу, что в истории существуют 3 «социокультурные суперсистемы», периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них отличается особым пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способом их удовлетворения. Так, для идеационального типа культуры характерна всесторонняя (т. е. существующая в науке, искусстве, философии, праве, повседневной жизни) ориентация на трансцендентные (потусторонние, или сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные и материалистические ценности. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности культур двух вышеперечисленных типов. Существует также тип культуры, где ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи, что характерно для эпох упадка. Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои «пределы роста». Помимо циклической смены социокультурных типов, Сорокин отмечает также перемещение центров «культурного лидерства» в географическом пространстве. Концепция социокультурной динамики Сорокина явилась специфической версией теорий исторического круговорота.
Диагностируемый Сорокиным кризис современной чувственной культуры закончится созданием новой идеациональной культуры. Этому поможет распространение идей альтруистической любви, пропаганде которой Сорокин посвятил последние годы жизни в созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.
Огромное научное и публицистическое наследие Сорокина насчитывает около 60 томов. Сорокин внёс значительный вклад в развитие самых разных исследовательских направлений, в том числе аграрной социологии, социологии революции, теории конвергенции и др. Его труды по истории социологии («Contemporary Sociological Theories», 1928, и «Sociological Theories of Today», 1966) содержат изложение истории социологии и социальной философии от античности до начала 1960-х гг.