Социальная мобильность
Социа́льная моби́льность (от лат. mobilis – подвижный), перемена индивидом или социальной группой их места в структуре общества. Термин ввёл П. А. Сорокин для характеристики изменений в социальной структуре современного общества вследствие перемещения больших масс людей из деревень в города в процессе урбанизации, а также перехода значительной части населения с нижних ступеней социальной лестницы на более высокие. В качестве факторов, способствующих повышению мобильности, С. Липсет и Р. Бендикс выделили: юридическую отмену сословных и других статусных привилегий и установление равенства граждан перед законом; рост экономики, ведущий к привлечению в производство всё большего числа квалифицированных высокооплачиваемых работников; развитие системы образования, в том числе высшего университетского, дающего возможность социального продвижения для широких масс населения. В работах Сорокина, Липсета и Бендикса появляется понятие «канала» социальной мобильности – то есть института, в рамках которого эта мобильность осуществляется (например, семья, образовательная система, армия).
Социальная мобильность разделяется на горизонтальную (перемещения внутри социальной группы или страты) и вертикальную (переход на более высокую или более низкую позицию в обществе), индивидуальную и групповую, меж- и внутрипоколенческую. Потоки восходящей и нисходящей мобильности неизменно сопровождают друг друга, соотношение между ними определяет социальную ситуацию в обществе. Чем выше в обществе возможности индивидуальной мобильности, тем ниже уровень сплочённости социальных групп и тем меньше межгрупповая напряжённость. С. Липсет и Р. Бендикс видели в высоком уровне индивидуальной мобильности отличие США от стран Европы, где традиционно преобладали коллективные действия, направленные на улучшение позиции больших социальных групп.
Внутрипоколенческая мобильность – это социальные перемещения внутри одного поколения, тогда как межпоколенческая мобильность, осуществляемая на протяжении двух или нескольких поколений, отражает долговременные тенденции развития общества – например, процесс урбанизации; стартовой точкой для её измерения выступает социальная позиция родителей.