Кули Чарлз Хортон
Ку́ли Чарлз Хо́ртон (Charles Horton Cooley) (17.8.1864, Анн-Арбор, штат Мичиган – 7.5.1929, там же), американский социолог и социальный психолог. Один из ранних представителей школы символического интеракционизма, создатель концепции «зеркального Я». Получил образование (1887), а впоследствии преподавал в Мичиганском университете (с 1892 до конца жизни; профессор с 1907). В 1918 г. президент Американского социологического общества. Научные взгляды Кули формировались под влиянием идей И. В. Гёте, Р. У. Эмерсона, Ч. Дарвина, Г. Спенсера, А. Шеффле, У. Джеймса, Дж. Болдуина.
В работах Кули обнаруживается стремление к преодолению фундаментальной для социологической теории оппозиции «общественного» и «индивидуального». Человеческая природа и социальный порядок не противопоставляются, но взаимодополняют друг друга. Природа человека не ограничивается биологической компонентой, т. е. набором врождённых, наследуемых качеств и задатков; она содержит в себе также социальную составляющую, актуализирующуюся в процессе взаимодействия индивида с себе подобными.
Личность, человеческое Я формируется в социальном контексте. В свою очередь общество предстает в теории Кули не как «объективная реальность», но как сложный, многосторонний коммуникационный процесс, как интерсубъективная среда, в которой координируются поступки отдельных людей. Общество выступает в качестве условия становления человека как личности, а люди – в качестве источника активности, порождающего социальные структуры. Социальный порядок, по Кули, включает значимое ментальное измерение, поскольку он складывается, в конечном счёте, из представлений людей об их взаимном поведении.
Механизм социализации основывается на способности индивидов реагировать на поведение других по отношению к самим себе, быть разными для разных людей, в различных ситуациях. Человеческое сознание наполняют «представления представлений» (imaginations of imaginations), т. е. наши представления о представлениях других о нас. Субъективный образ Я есть комбинированное отражение образов меня, присутствующих в сознании моих партнёров по взаимодействию. Такова центральная идея концепции зеркального «Я» (looking-glass self). Социальный универсум при подобном подходе «виртуализируется», приобретая черты «коллективно воображаемой» реальности (мы суть то, что мы думаем о себе, стремясь уловить то, что думают о нас другие; а мир есть то, что мы вместе думаем о нём). Социальный порядок, по мнению Кули, постоянно изменяется – вслед за изменением человеческих представлений. Последние же эволюционируют в направлении большей рациональности, ориентированной на максимально возможное повышение приспособляемости индивидов к условиям существования.
Социальная природа человека, как полагает Кули, наиболее адекватно реализуется в «первичных группах» (primary groups) (семье, общине, разного рода микросообществах). Первичные группы отличаются рядом признаков: они «первичны», поскольку вовлечение в них индивида происходит на самых ранних этапах жизни; естественны, возникают сами собой, а не создаются умышленно, с какими-либо рациональными целями; универсальны, т. е. имеют место везде (у всех народов, в разных культурах, во все времена); непосредственны, основаны на личном контакте, эмоционально окрашены. В первичных группах человек обретает свою первую социальную идентичность, проникается чувством «мы», усваивает базовые ценности и нормы. В них индивид выступает как «психическое единство»: в интеракции оказывается задействованной вся его социальная природа, а не отдельные фрагментарные роли. Первичные группы цементируют социальный порядок на микроуровне и благодаря этому выполняют интегративные функции по отношению к обществу в целом.
Институциональные структуры, надстраивающиеся над первичными группами, обладают иными чертами: они множественны, разнообразны, формальны, рациональны и искусственны. В них человек предстаёт не как целостная личность, но как носитель тех или иных специфических ролей, не репрезентирующих исчерпывающим образом его индивидуальность:
«Институт [есть] зрелая, специализированная и сравнительно жёсткая часть социальной структуры. Он образуется из личностей, но не из личностей в полном объёме; каждый человек входит в него особым образом обученной и специализированной частью себя… Слова, что у корпораций нет души, довольно хорошо выражают дефект всех жёстких социальных структур, порождающий неукротимый конфликт между ними и более свободными и широкими влечениями человеческой природы. Ровно в той мере, в какой они вырабатывают действенный особый механизм для достижения узкой цели, они теряют человечность, широту и приспособляемость. Как с особой настороженностью мы относимся обычно к коммерческим институтам, ввиду присущего им союза власти и безличности, так же следует… относиться и ко всем институтам… Новое право, или моральный прогресс, всегда берёт начало в бунте против институтов» (Кули. 2019. С. 90).
Современное общество характеризуется доминированием институциональных структур. Данную ситуацию Кули оценивает отчасти критически, но не пессимистически (в отличие от многих европейских мыслителей). По его мнению, необходимо способствовать восстановлению преемственности между институтами и первичными группами, приближению отношений, складывающихся в рамках институтов, к их естественным основаниям. Концептуализация первичных групп и институтов у Кули имела ряд принципиальных сходств с некоторыми другими теориями, описывающими различные аналитические и исторические типы социальности (в частности, с концепцией «общности и общества» Ф. Тённиса).
В творчестве Кули оформились ранние образцы исследовательской проблематики психологии малых групп, социологии личности, теории социализации. Многие идеи Кули получили развитие в произведениях Дж. Г. Мида и его последователей. Концепция «зеркального Я», разработанная в первоначальном варианте Кули, образовала впоследствии смысловое ядро микросоциологической теории символического интеракционизма.