Кареев Николай Иванович
Каре́ев Никола́й Ива́нович [24.11(6.12).1850, Москва – 18.2.1931, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], русский историк и социолог. Один из виднейших представителей «субъективной школы» в российской социологии.
Окончил гимназию в Москве (учился вместе с В. С. Соловьёвым), а впоследствии – историко-филологический факультет Московского университета (1873). Ученик В. И. Герье. Профессор Варшавского (1879–1884) и Санкт-Петербургского (с 1886) университетов, преподавал на Бестужевских курсах (с 1886). Один из организаторов и бессменный руководитель Исторического общества при Санкт-Петербургском университете. В 1899 г. после студенческих волнений, вместе с группой профессоров уволен за «политическую неблагонадёжность» из Санкт-Петербургского университета и с Бестужевских курсов, где возобновил преподавательскую деятельность лишь в 1906 г. Общественный деятель либерального направления. Депутат Государственной думы 1-го созыва (1906), член фракции кадетов. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1910). Почетный академик АН СССР (1929).
Широкую известность в России и за рубежом принесли Карееву его исторические труды «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879), «Очерк истории французских крестьян с древнейших времен до 1789 года» (1881). Со студенческих лет (первоначально под влиянием Герье) и до глубокой старости Кареев профессионально и углубленно занимался историей французской революции, а в период работы в Варшавском университете – историей Польши. Результатом многолетней научной и педагогической деятельности Кареева стала «История Западной Европы в Новое время» (т. 1–7, 1892–1917). Им также были написаны популярные курсы по древней, средневековой и новой истории, использовавшиеся в России начала 20 в. в качестве гимназических учебников. Основные исторические труды Кареева в период до 1917 г. неоднократно переиздавались и переводились на некоторые европейские языки. Он также выступал редактором исторического отдела энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Кареев принимал активное участие в полемике различных направлений и школ отечественной общественной мысли 2-й половины 19 – начала 20 вв., являлся автором множества критических и комментирующих работ, описывавших своеобразие процесса становления и развития социологической науки на русской почве, благодаря чему считается сегодня крупнейшим историографом дореволюционной российской социологии.
Теоретические взгляды Кареева формировались под влиянием позитивизма О. Конта, «субъективной социологии» П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова. Задачи социологии, по Карееву, отличаются от задач истории. Первая является «номологической» (законоустанавливающей) наукой, вторая – «феноменологической», исследующей конкретные комбинации событий прошлого. Таким образом, социология определяется Кареевым как «общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в нем совершающихся» (Кареев. 1919. С. 10) . Социальные явления имеют психическую основу, возникают в результате духовного и эмоционально-волевого взаимодействия индивидов. В фокусе интересов Кареева как социолога оказываются отношения личности, выступающей в качестве «источника» культурного творчества, инноваций, и социальной среды, ограничивающей и нормирующей человеческие действия. В учении о методе общепозитивистская антиметафизическая установка сочеталась у Кареева с представлением о невозможности устранить из исследовательской практики социальных наук «субъективный элемент» (мировоззрение ученого, нравственные оценки и т. п.).
Кареев известен также как умеренный, но последовательный критик марксистской теории общества. Признавая за последней «частичную правоту», Кареев указывал на ограниченность любых монистических объяснительных моделей социальной жизни, подчеркивал необоснованность их претензий на интеллектуальную исключительность. Оставшись в Советской России после 1917 г., Кареев призывал сторонников исторического материализма к диалогу с представителями других направлений социологической мысли, вынашивал идею теоретического синтеза марксистского экономизма и психологизма «субъективной школы».