Ле Пле Пьер
Пьер Ле Пле́ (Pierre Guillaume Frederic Le Play) (11.04.1806, Ла-Ривьер-Сен-Совёр, Кальвадос – 5.04.1882, Париж), французский социолог, экономист, политический деятель, горный инженер. Окончил Политехническую школу (1827). Профессор металлургии Горной школы в Париже (1848–1854), сенатор (1867–1870). Организатор Всемирных выставок в Париже и Лондоне (1855, 1862, 1867), основатель и руководитель Общества социальной экономии (1856). С научными и практическими целями путешествовал по разным странам Европы, в том числе по России, где был восемь раз; по приглашению А. Н. Демидова (князя Сан-Донато) занимался организацией металлургического производства на Урале и обследованием запасов каменного угля в Донецком бассейне.
В объяснении социальных явлений Ле Пле придавал ведущее значение технологическим и географическим факторам, с одной стороны, нравственно-религиозным – с другой. Главным фактором социальной жизни считал семью, основанную на власти отца и традиционной религиозной морали. Ле Пле различал три типа семьи: патриархальную, в которой дети, состоящие в браке, продолжают жить под главенством родителей; нестабильную (современную нуклеарную семью); коренную, в которой один из женатых сыновей остаётся в отцовской семье, а остальные получают определённую долю наследства (это понятие используется в современной исторической демографии). Основная социологическая работа Ле Пле – «Европейские рабочие» (Les ouvriers européens, 1855), – содержит результаты монографического изучения рабочих семей, их бюджетов как выражения уровня и образа жизни. Выдвинутая Ле Пле консервативная программа социального переустройства («социальная реформа») состояла в реставрации и укреплении архаических социальных институтов: традиционных форм семьи, законов о наследовании, препятствующих дроблению имущества и т. д. Отношения между рабочими и предпринимателями Ле Пле предлагал строить на принципах патронатства, по образцу отношений между помещиками и зависимыми крестьянами.
После смерти Ле Пле созданная им школа раскололась на школу «социальной реформы» и позитивистскую школу «социальной науки» (А. де Турвиль, П. Бюро и др.), стремившуюся применять и совершенствовать методы, разработанные Ле Пле. В России воззрения Ле Пле пропагандировал К. Победоносцев. Работы Ле Пле внесли большой вклад в разработку методов эмпирических исследований.