Социология религии
Социоло́гия рели́гии, область междисциплинарных исследований на стыке религиоведения и социологии, изучающая религию как социальный феномен, её организационные формы, воздействие на сознание и поведение верующих людей, взаимосвязи с политикой, экономикой, образованием, искусством и т. д.
В становлении и развитии социологии религии можно выделить несколько этапов. Ранний этап (1830-е гг. – начало 20 в.) связан с появлением сравнительно-исторических и этнографических исследований, в которых в качестве первоначальных форм религии рассматривались анимизм либо преанимизм (фетишизм, тотемизм, аниматизм, магия) [Э. Б. Тайлор, Р. Р. Маретт, Дж. Дж. Фрэзер, Р. Кодрингтон (Великобритания), Л. Леви-Брюль и др.]. К этому этапу относится творчество О. Конта и Г. Спенсера, которые в русле идей позитивизма и эволюционизма видели в религии важный фактор социальной интеграции, а также К. Маркса, выводившего религиозные представления как разновидность «превратного» воззрения на мир из породивших их специфических общественно-экономических отношений.
Классический этап в развитии социологии религии (конец 19 – первая треть 20 вв.) представлен прежде всего работами Э. Дюркгейма и М. Вебера. Религия определяется Дюркгеймом на основе понятия «священного» («сакрального»), противопоставляемого «светскому» («профанному») (влияние Н. Д. Фюстеля де Куланжа), и рассматривается как символическая структура, объединяющая людей на основе их веры, как простейший социальный феномен, из которого произошли все другие формы коллективного сознания и социальные институты, как источник социальной солидарности и гарант социального равновесия. Методологические идеи, положенные Дюркгеймом в основание социологии религии, получили дальнейшее развитие в социально-антропологических исследованиях религии и магии М. Мосса.
Огромный вклад в социологию религии внёс М. Вебер с его анализом структуры религии в различных обществах, её роли в социальном изменении, формировании мотиваций и ценностей индивидов и социальных групп (в том числе рационализации их картин мира), исследованием происхождения пророчества, харизмы, воздействия фактора групповой принадлежности на типические формы религиозных представлений и образа жизни верующих. Считая, что сущность религии недоступна эмпирическому наблюдению, Вебер ограничивал задачи социологии религии изучением лишь «социально значимых сторон и последствий религиозной веры», её влияния на социальное поведение людей. Веберу также (наряду с Э. Трёльчем) принадлежит заслуга в разработке ставшей впоследствии классической типологии религиозных организаций (дихотомия «церкви» и «секты»).
В 1930–1940-х гг. возникает социография религии – описание религиозной ситуации на основе количественных показателей религиозных практик с применением методов индукции и сравнения (Г. Ле Бра и др.). Разрабатывались шкалы измерения религиозности [Э. С. Богардус (США)], проводилось сравнительное изучение различных типов религиозных групп (Г. Беккер, Р. Нибур); начинает привлекаться материал из социальной антропологии (Б. Малиновский, А. Р. Рэдклифф-Браун и др.). С международной конференции социологии религии (1948) берёт начало Международное общество социологии религии (Societé Internationale de Sociologie des Religions; The International Society for the Sociology of Religion). В 1950-х гг. социология религии обращается к изучению новых форм религиозности [П. Бергер, Б. Уилсон (Великобритания)]; совершенствуется типология религиозных объединений [Дж. Йингер (США)]; исследуются изменения в структуре религиозных общин [Т. Рендторф (ФРГ), Дж. Фичтер (США)], становление религиозного плюрализма в развитых демократических обществах [У. Херберг (США)]. Теоретические труды немецких учёных И. Ваха, Г. Меншинга и других выделили в религии предметные области, доступные социологическому инструментарию (организационные и поведенческие аспекты). В методологии социологии религии используются идеи структурного функционализма (Т. Парсонс и др.). В 1960-х гг. ключевое место в социологии религии заняли темы секуляризации [П. Бергер, Х. Г. Кокс, Д. Мартин (Великобритания), Уилсон], упадка традиционных образов сакрального [С. Аквавива (Италия), Т. О’Ди (США)], исследовалось влияние религиозного фактора на социальное поведение [Дж. Ленски (США), M. Шринивас (Индия)]. Р. Белла сформулировал концепцию гражданской религии, Ч. Глок (совместно с Р. Старком, оба – США) применил теорию депривации как фактор происхождения религиозных групп и разработал методику 5 измерений религиозности (идеологическое, ритуалистическое, опытное, интеллектуальное и результирующее). Анализ мотивов выбора религии позволил создать модель религиозной конверсии [Дж. Лофленд (США), Старк]. Работы Бергера и Т. Лукмана (ФРГ) активизировали феноменологический подход в социологии религии.
В 1970–1980-х гг. в социологии религии появляется тезис о «возвращении к сакральному» (Д. Белл, П. Бергер, Р. Нисбет). Религиозность, всё более отдаляющаяся от формальных религиозных институтов, оказалась тем не менее устойчивым явлением. В сфере интересов социологии религии: неоднозначность последствий секуляризации, которая не только вытеснила религиозное влияние из разных сфер жизни современного общества, но и способствовала религиозному плюрализму, возникновению религиозных новообразований, а также «приватизации религии» и «приватизации веры» [К. Доббелер (Бельгия), Х. Казанова (США)]; усиление мирских мотивов церковного членства [Э. Грили (США)]; тенденция к десакрализации моральных ценностей [Дж. Хадден (США)] и ответная активизация религиозного фундаментализма; соотношение приватного и публичного в религиозном поведении; появление новых религиозных движений в связи с кризисом традиционной религиозной идентичности и реакция на них общества и государства; феномен «антикультового движения» (совокупное название организаций и деятельности, направленных против религиозных новообразований, современных мистических и эзотерических движений). Выделяется «церковная социология» (социологическое описание экклесиологической проблематики). В социологии религии получил распространение неофункционалистский подход (Н. Луман и др.).
Массовость новых форм религиозности привела к новой постановке вопроса о критериях понятия религии. В середине 1980-х гг. религиозная идентичность стала рассматриваться с позиций теории рационального выбора [Р. Старк, У. С. Бейнбридж (США)], в контексте её обретения в условиях религиозного плюрализма [Д. Сноу, Дж. Ричардсон (США)]. Предметом социологии религии становятся последствия религиозного модернизма, исследуются «популярные религии», «теле- и радиоевангелизм», привлечение женщин в качестве служителей в религиозных организациях.
В 1990-х гг. выдвигаются тезисы об исчерпанности секуляризации (П. Бергер, К. Доббелер, Д. Мартин), исследуются конкретные формы «переоткрытия сакрального» [Р. Уитноу (США)], возрождение традиционных форм религии на Западе [Р. Финке (США)]. Особое внимание привлекло к себе «религиозное возрождение» на постсоветском пространстве. В контексте глобализации переосмысливается трактовка религиозного фундаментализма, политизации религии, свободы религиозного выбора, религиозных меньшинств, гендерного фактора в религиях, отношения молодёжи к религии. Наблюдения за новыми религиозными движениями позволяют рассматривать их как одно из последствий кризиса традиционной религиозной идентичности [Н. Аммерман (США)].
На рубеже 20–21 вв. и далее обсуждается «новая парадигма» социологии религии, идут дискуссии о постсекулярном обществе, о моделях религиозного плюрализма и активизации религиозного фактора. Международные исследования, проведённые World Values Survey и European Values Study, фиксируют изменение удельного веса религии в ценностных предпочтениях индивидов и обществ, ослабление сакральных ориентиров при номинальной религиозной самоидентификации [Д. Эрвьё-Леже (Франция)] и одновременно устойчивость потребности людей в трансцендентных смыслах даже при повсеместном распространении светских ценностей: теории «веры без догм», «скрытой религии», «диффузной религии», «заместительной религии», «приватизации религии», концепт «социологии духовности».
В России социологический подход к религии возникает в начале 20 в. (М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин). В советское время социология религии занималась проблемами секуляризации, уровней религиозности, типологии верующих и другими в русле идеологической установки на «преодоление религии». Постсоветский период отмечен исследованиями отношения к религии в обществе, оценки степени религиозности населения и её влияния на социальное поведение.