Термины

Общество потребления

О́бщество потребле́ния, совокупность общественных отношений, в ко­то­рых по­треб­ле­ние то­ва­ров и ус­луг иг­ра­ет роль ве­ду­щей си­лы об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия и гос­под­ст­вую­щей жиз­нен­ной мо­ти­ва­ции граждан. Генезис общества потребления обычно связывается в социологической теории с процессом становления обществ  и особенно с его новейшим (20 в.) этапом, характеризующимся формированием структур а также с распространением ценностей которое осуществляется в первую очередь благодаря воздействию на человеческое сознание и поведение . Ранние концептуализации феномена общества потребления представлены в работах, изучавшего социальные функции и механизмы статусно-демонстративного, или «престижного», потребления, и стремившегося показать (в противовес позиции ), что рождение капитализма «из духа роскоши» было не менее реальным и значимым фактом хозяйственной истории, чем его рождение из духа «протестантской этики».

Сам термин «общество потребления» вошёл в широкий оборот в 1950–1960-х гг. Несмотря на то что в полном объёме ценности общества потребления воплощаются лишь в странах, достигших в своём развитии стадии «позднего капитализма», тенденцию к их глобальному распространению отмечают практически все аналитики. Процессы «консьюмеризации» (от англ. consumer – потребитель; consumption – потребление) не ограничиваются сферой экономики, охватывают и другие стороны жизни общества, в том числе политику, науку, искусство. Потребление разнообразных материально-вещественных и символических как способ конструирования личностной идентичности выступает одной из отличительных черт эпохи постмодерна, или «текучей современности» ().

Позитивная оценка общества потребления, представленная в оптимистических версиях теорий  и, обосновывается тем, что беспрецедентное развитие производственных возможностей ставит экономику в прямую зависимость от готовности людей непрерывно наращивать объёмы своего потребления. Кроме того, общество потребления трактуется как воплощение демократического идеала: если не только экономика, но также политика, религия, образованиеи т. д. выступают в роли лишь поставщиков специфических «», то , отдающий предпочтение тем или иным из них, становится субъектом подлинно суверенного волеизъявления. Но, как показали оппоненты данной точки зрения, постулируемый суверенитет потребителя фиктивен по причине подчинения его выбора целям «техноструктуры» а «консьюмеризм» как установка сознания ведёт к параличу и даже разрушению индивидуального «я», превращённого в функцию продуцируемых экономической системой потребностей и способов их удовлетворения ().

Наиболее развёрнутый анализ общества потребления дан в одноимённой книге французского социологаМнению, что в обществе потребления «пуританские» ценности трудовой аскезы сменяются духом расточительства, он противопоставил тезис о господстве стратегии «массового обольщения», когда эксплуатация принимает более мягкую и опосредованную, но не менее эффективную форму. В отличие от Бодрийяр указывал на фетишистский характер не столько меновой («товарный фетишизм»), сколько именнокоторая в современных условиях приобрела характер самовоспроизводящейся знаковой системы. В результате налицо уже не столько сокрытие недополучения рабочим части произведённого продукта, сколько вполне откровенное «приглашение» субъекта растворить своё существование в потоке имитаций, реализуемых в том числе в потреблении (т. н. . «Подлинность» же бытия человека, к которой апеллировали критики общества потребления, здесь способна заявлять о себе лишь в иррациональных, преимущественно негативных, формах, например в действиях деструктивного характера.

Хотя тезис о том, что консьюмеризм радикально искажает подлинные жизненные цели, стал общим местом целого ряда теорий 19–20 вв. ( Г. Д. Торо,   и т. д.), опыт последних десятилетий показал, что тот или иной аргумент против общества потребления может стать основой нового тренда его развития (например, борьба за экологиюпорождает «экотовары», на фоне недовольства «фастфудом» выстраивается реклама ресторанов «здорового питания» и т. п.). Свойством «нового духа капитализма» (, Э. Кьяпелло) становится производство товаров, которые отвечают критике общества потребления и одновременно интенсифицируют само потребление.

  • Экономика благосостояния
  • Общественное благосостояние
  • Экономическое поведение
  • Экономическое явление
  • Экономические системы