Кистяковский Богдан Александрович
Кистяко́вский Богда́н Алекса́ндрович (настоящие имя и фамилия Фёдор Александрович Кистяковский) [4(16).11.1868, Киев – 16.4.1920, Екатеринодар, ныне Краснодар], русский философ, социолог и правовед, представитель неокантианства. Сын видного деятеля украинского националистического движения А. Ф. Кистяковского, брат В. А. Кистяковского и И. А. Кистяковского (1876–1940), близкого сподвижника П. П. Скоропадского. Учился в Киевском, Харьковском, Дерптском университетах, c 1895 г. – на философском факультете Берлинского университета (под руководством Г. Зиммеля; диссертация 1898), в 1897 г. – в Сорбонне и Страсбургском университете (у В. Виндельбанда). Сотрудничал с П. Б. Струве в журнале «Освобождение», печатался в сборниках «Проблемы идеализма» и «Вехи» (статья «В защиту права», отмечавшая «притуплённость правосознания» русской интеллигенции). В 1903–1904 гг. участвовал в учредительных съездах Союза освобождения. Один из редакторов и издателей политических сочинений М. П. Драгоманова. Редактор журналов «Критическое обозрение» (1907–1910) и «Юридический вестник» (1913–1917). В 1912–1917 гг. преподавал в Демидовском лицее в Ярославле. С 1917 г. профессор Киевского университета. Один из основателей и член Украинской АН (1919); умер во время поездки с В. И. Вернадским в ставку А. И. Деникина с целью отстоять права академии. Главный труд – «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916). Подготовленная к печати работа «Право и науки о праве» утрачена во время Ярославского восстания 1918 г.
Согласно Кистяковскому, социология призвана объяснить способы функционирования власти в государстве, которая возникает (как и связанные с ней понятия господства и подчинения) в результате психологического взаимодействия индивидов. Сама же идея власти может быть осмыслена в полном объёме лишь методами художественно-интуитивного познания. Общая теория права должна быть укоренена в философии культуры. Выступая за методологический плюрализм, Кистяковский критиковал подмену социальных понятий этическими, в частности трактовку Владимиром Соловьёвым государства как «организованной жалости». В правовом нигилизме Кистяковский усматривал источник произвола власти и анархии масс.