Кропоткин Пётр Алексеевич
Кропо́ткин Пётр Алексе́евич [27.11(9.12).1842, Москва – 8.2.1921, Дмитров], князь, российский учёный, один из теоретиков анархизма, участник российского и европейского революционного движения. Из рода Кропоткиных. Окончил с отличием Пажеский корпус в Санкт-Петербурге (1862; с 1861 камер-паж императора Александра II).
Молодые годы
Отказавшись от привилегий, избрал для службы непрестижное Амурское казачье войско (сотник, есаул). В 1862–1866 гг. адъютант, затем чиновник особых поручений при штабе Восточно-Сибирского военного округа (Иркутск) и при военном губернаторе Забайкальской области (Чита). Участвовал в подготовке реформ местного самоуправления и тюремной системы.
По собственной инициативе, поддержанной Восточно-Сибирским отделом Русского географического общества (РГО), занимался научными исследованиями бассейнов рек Амур и Лена, берегов озера Байкал, Восточного Саяна, Маньчжурии и северной части Забайкалья.
В 1867 г. подал в отставку (принята в 1868), вернулся в Санкт-Петербург.
Начало научной и политической деятельности
Учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (1867–1871). Параллельно в 1867–1869 гг. работал в Центральном статистическом комитете МВД. Член Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей и Московского общества испытателей природы. Особую роль отводил географии, которую считал наукой о законах, управляющих процессами изменения «лика Земли», интегрирующей достижения смежных естественных наук. Член-сотрудник РГО и ряда его постоянных комиссий (метеорологической, по нивелировке Сибири и др.), с февраля 1868 г. секретарь отделения физической и математической географии РГО.
Один из основоположников учения о ледниковых формах рельефа. Составил гипсометрические карты Витимского плоскогорья, Олёкминского Становика, Минусинского и Красноярского округов Енисейской губернии, части Монголии, Маньчжурии и о. Сахалин, коренным образом изменившие представления о рельефе Азии. Исправил схему расположения горных хребтов, обнаружил существование сравнительно молодых вулканов в центральной части Азии, а также многочисленные следы древнего сибирского оледенения. Предложил модель ступенчатого устройства азиатского рельефа (во многом подтверждается современными исследователями). В 1871 г. подготовил доклад о комплексных исследованиях в Арктике (одобрен РГО), возглавил комиссию РГО по составлению проекта экспедиции в примыкающие к берегам России моря Северного Ледовитого океана (не состоялась). Летом того же года Кропоткин изучал следы ледниковой деятельности в Великом княжестве Финляндском и Швеции, установил, что характерные для Скандинавии вытянутые на десятки и сотни километров гряды (озы) имеют ледниковое происхождение. Высказал несколько важных идей в гляциологии и палеогеографии.
Занимаясь биологией, сформулировал теорию эволюции живых существ, согласно которой определяющим фактором эволюции является не борьба за существование, как считали социал-дарвинисты, а солидарность и взаимная помощь. Эту теорию он распространил также и на человеческие сообщества.
В 1872 г. уехал в Швейцарию, где вступил в Юрскую федерацию Первого Интернационала, в которой преобладали приверженцы идей М. А. Бакунина. Вскоре вернулся в Санкт-Петербург, присоединился к народническому кружку «чайковцев», автор его программной записки. Вёл революционную пропаганду среди рабочих.
В 1874 г. арестован, отбывал заключение в Петропавловской крепости (где завершил работу над 1-м томом книги «Исследования о ледниковом периоде», 1876; тираж конфискован). Весной 1876 г. переведён в тюремное отделение Николаевского военного госпиталя, откуда 30 июня (12 июля) того же года бежал с помощью оставшихся на свободе бывших членов кружка «чайковцев», уехал за границу.
Теоретик анархизма
С 1870-х гг. разрабатывал свою анархическую теорию. Он исходил из того, что через всю историю человечества проходят два враждебных течения: народное, федералистское (стремление творческого «большинства» к свободе, что Кропоткин считал чертой, естественно присущей любому человеку), и государственное, имперское (стремление «меньшинства» к власти и подчинению «большинства»).
В первобытных обществах, в Древней Греции, а также в Европе 5–16 вв. господствовала, по мнению Кропоткина, первая тенденция (людей того времени он называл федералистами), что проявлялось в образовании сельских общин, средневековых цехов и вольных городов, руководствовавшихся в своей деятельности обычным правом (проявление федералистской тенденции видел и в современных организациях – научных и просветительских обществах, муниципальных службах и т. д.). В таких объединениях, считал он, ярче всего обнаружились способность людей к свободному творчеству, их желание самим организовать свою жизнь на основе взаимного согласия и справедливости, не прибегая для этого к участию государства. В чувстве солидарности видел заложенный природой «инстинкт», а его естественным продолжением считал присущую людям нравственность (она проявлялась в осознании «тесной зависимости счастья каждой личности от счастья всех» и в отношении одного человека к другому как к равному). В свободных объединениях каждый мог развивать свою индивидуальность, и поэтому общество постоянно двигалось вперёд. Человечество того времени достигло наивысшей точки развития: производство, ремёсла, сельское хозяйство, искусство находились, как считал Кропоткин, на непревзойдённом качественном уровне. Все необходимые свободному человеку учреждения (например, суд присяжных) были созданы именно в этих обществах. Свободные объединения постепенно поглощались государством (союзом военачальников, законодателей и Церкви), которое, по мнению Кропоткина, появилось, когда у «меньшинства» возникло желание удержать в своих руках земельную собственность. Он считал главными признаками этого централизацию власти, единое законодательство («писаные законы»), составленное в пользу «меньшинства», и суд, созданный для защиты «власти и капитала» (самым ярким примером государства называл Римскую империю, которая была не «союзом граждан, а сборищем подданных»). Чтобы упрочить свою власть, государство развивало в людях «дух добровольного рабства», поддерживало миф о неспособности народа к самостоятельности, о необходимости принуждения для управления им.
Восстановление свободного развития личности возможно, как считал Кропоткин, только при анархическом устройстве общества, с уничтожением государства. Единственный путь для этого – революция, совершённая в интересах всего общества, а не одного класса. Он видел в ней проявление сознательного творчества народа, необходимый элемент общественного прогресса, резкий скачок вперёд, который повторяется каждые 100–130 лет и задаёт следующему этапу развития общества определённое направление. При этом Кропоткин предостерегал от захвата власти какой-либо одной партией в ходе революции, что, по его мнению, всегда приводит к торжеству деспотизма и произвола.
С уничтожением государства, по его словам, возникнет анархическое общество в виде федерации вольных общин, среди людей восторжествуют принципы взаимопомощи и солидарности. Экономическую основу общества составит коммунизм (производство не ради прибыли, а для удовлетворения потребностей общества). Для его достижения необходимо провести экспроприацию, возвратить обществу всё, что принадлежало ему по праву, но было отнято государством, уничтожить наёмный труд и разделение труда, ввести новый способ распределения благ, при котором каждый, имея право «на довольство», сможет брать сколько угодно того, что имеется в изобилии, и получать ограниченное количество того, что приходится считать и делить. Будет существовать прямой продуктообмен и интеграция труда (обработка земли как сельскими, так и городскими жителями, соединение умственного и физического труда, производственное обучение и т. п.).
В эмиграции
В эмиграции продолжил научную и революционную деятельность. В Швейцарии он участвовал в издании Bulletin de la Fédération jurassienne («Бюллетеня Юрской федерации», 1876–1878), сотрудничал в Journal des Ouvriers («Рабочей газете», 1876–1877). В 1877 г. делегат конгресса Международного объединения анархистов в Вервье (Бельгия) и Международного социалистического конгресса в Генте (Бельгия).
Из-за угрозы ареста выехал в Лондон, где собирал материалы по истории Французской революции 18 в. (в 1909 опубликовал работу «Великая революция, 1789–1793» – «La Grande Revolution, 1789–1793», в которой впервые показал роль народных масс в революции; книга получила признание в отечественной и зарубежной исторической науке как выдающееся исследование). Весной 1878 г. вёл революционную пропаганду среди рабочих в Париже. Затем вновь в Швейцарии, с февраля 1879 г. в Женеве издавал газету Le Révolté («Бунтовщик»). В 1881 г. участвовал в конгрессе анархистов в Лондоне. В том же году по настоянию российского правительства выслан из Швейцарии.
Жил во Франции, где при содействии российской дипломатии в декабре 1882 г. был арестован вместе с другими членами Интернационала (уже не существовавшего), в январе 1883 г. на Лионском процессе анархистов приговорён к 5 годам заключения. Содержался в тюрьме Клерво (сотрудничал с Британской энциклопедией, участвовал в подготовке многотомного труда «Всеобщая география» Э. Реклю). В январе 1886 г. освобождён благодаря ходатайству группы британских и французских деятелей науки и культуры во главе с В. Гюго.
В 1886–1917 гг. жил в Великобритании, выступал с докладами и лекциями, а также с речами на митингах в поддержку политических заключённых в России. С 1888 г. редактор-издатель и основной публицист газеты Freedom («Свобода», Лондон). Вёл раздел «Современная наука» в журнале Тhе Nineteenth Century (1892–1901; Лондон). Член Британской ассоциации содействия развитию науки (с 1893).
В 1897 и 1901 гг. совершил поездки в США и Канаду, читал в университетах лекции по анархизму и русской литературе [в переработанном виде изданы под названием «Идеалы и действительность в русской литературе» («Ideals and realities in Russian literature») в Лондоне, 1905, на русском языке – в Санкт-Петербурге, 1907], участвовал в работах конгресса Британской научной ассоциации в Торонто (1901). По просьбе Л. Н. Толстого (Кропоткин вёл с ним обширную переписку через В. Г. Черткова) способствовал переселению из Российской империи в Канаду значительной части духоборцев (1898–1899).
В сентябре 1900 г. участвовал в нелегальных совещаниях анархистов стран Западной Европы и Америки в Лондоне. В 1904 г. создал Лондонскую группу русских рабочих-анархистов с целью издания агитационной литературы для России, в 1903–1905 гг. сотрудник анархической газеты «Хлеб и воля» (Женева; в 1906–1907 главный редактор издававшихся на русском языке листков «Хлеб и воля»). В декабре 1904 г. председатель 1-й конференции (съезда) российских анархистов-коммунистов за границей (Лондон). Участник Собрания российских эмигрантов-анархистов (сентябрь 1905, Париж), Съезда российских анархистов-коммунистов (сентябрь 1906, Лондон), Конференции анархистов-эмигрантов (январь 1907, Париж). Выступал в европейской печати со статьями в поддержку революции 1905–1907 гг.
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. Кропоткин подверг резкой критике правящие круги Германии (видел в них оплот реакции и милитаризма, угрозу европейской цивилизации), выступил в поддержку Франции (считал её центром мирового революционного движения), Великобритании и России.
Возвращение в Россию
После Февральской революции 1917 г. Кропоткин возвратился в Россию. Участвовал в работе Государственного совещания (август 1917), что вызвало недовольство российских анархистских организаций. Призвал всех его делегатов объединиться для строительства «новой России», которую предложил провозгласить федеративной демократической республикой, не дожидаясь созыва Учредительного собрания. Отверг предложение А. Ф. Керенского занять пост министра во Временном правительстве, заявил, что считает «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным делом».
В Октябрьской революции 1917 г. он первоначально видел углубление готовившейся на протяжении многих лет и начавшейся в феврале социальной революции, затем выступил с критикой диктатуры большевистской партии, которую обвинил в узурпации власти, сравнивал политику большевиков с политикой якобинского Комитета общественного спасения и предсказывал скорую гибель революции. В целом Кропоткин оказался в стороне от анархического движения в России в период Гражданской войны 1917–1922 гг.
Выступал в защиту кооперации, считал её основой социализма. Один из основателей Лиги федералистов, созданной в 1918 г. для пропаганды идей федерализма.
С июля 1918 г. жил в Дмитрове. Отказался от предложения Шведской младосоциалистической партии выехать за границу. Работал над книгой «Этика», придя в конце жизни к убеждению о необходимости длительной этической самоподготовки общества к его анархическому преобразованию (не завершена; т. 1 издан посмертно в 1922).
Похороны Кропоткина в Москве вылились в многотысячную демонстрацию.
Автор воспоминаний «Записки революционера» (1-е отдельное издание – Лондон, 1899, на английском языке; на русском языке – там же, 1902; неоднократно переиздавались).
Похоронен на Старой территории Новодевичьего кладбища в Москве.
В 1923–1940 гг. в Москве действовал Музей Кропоткина, который был местом встреч анархистов и членов Общества бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев. Именем Кропоткина названы острова и ледники архипелагов Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, Северная Земля, горные хребты в Восточной Сибири и Антарктиде, город в Краснодарском крае, посёлок городского типа в Иркутской области, улицы во многих российских городах, станция метрополитена в Москве. Памятник Кропоткину установлен в Дмитрове (2004, скульптор А. И. Рукавишников).