Моска Гаэтано
Мо́ска Гаэта́но (Gaetano Mosca) (1.4.1858, Палермо – 8.11.1941, Рим), итальянский социальный мыслитель, политический деятель, правовед. Один из основоположников политической социологии, создатель (наряду с В. Парето и Р. Михельсом) теории элит. Окончил Палермский университет (1881). Преподавал в Палермском (1885–1888) и Римском (1888–1896) университетах, профессор Туринского (1896–1923) и Римского (1923–1933) университетов. В 1887–1896 гг. работал в аппарате парламента, издавал протоколы его заседаний. Депутат парламента от Сицилии (1909–1919), заместитель министра колоний в правительстве А. Саландры (1914–1916), пожизненный сенатор (с 1919). В качестве политического публициста активно сотрудничал в Corriere della Sera (1901–1925), Tribuna (1911–1921) и других периодических изданиях. Основные труды: «О теории правления и парламентском правлении» («Sulla teorica dei governi e sul governo parlamentare», 1884), «Современные конституции» («Le costituzioni moderne», 1887), «Элементы политической науки» («Elementi di scienza politica», 1895, 2-е издание, 1923; английский перевод под названием «Правящий класс» – «The Ruling class», 1939), «История политических доктрин» («Storia delle dottrine politiche», 2-е издание, 1937). Поддерживал дружеские и научные контакты с широким кругом итальянских интеллектуалов – Л. Эйнауди, Б. Кроче, Ч. Ломброзо, Г. Ферреро, Г. Сальвемини и др.
Широкую известность получила разработанная Моской концепция элиты как активного меньшинства, которое на протяжении всей мировой истории со времён Античности управляет неорганизованным большинством и составляет неустранимый элемент всех форм правления – монархических, деспотических, демократических. Моска рассматривал элиту как симбиоз «правящего» класса (экономически господствующие группы, священнослужители, интеллектуалы, специалисты и другие влиятельные в обществе силы) и «политического» класса (лица, обладающие формальной властью и практически управляющие государством и обществом, – монархи, министры, парламентарии и чиновники, судебные власти, полиция, армия и т. д.). В иерархической и бюрократической структуре политического класса наряду с могущественным узким верхним слоем имеются более многочисленные, но гораздо менее влиятельные нижние страты, обеспечивающие непосредственные контакты с управляемым большинством. К отличительным свойствам верхних слоёв социальной пирамиды Моска относил привилегии происхождения, богатства, способность к самоорганизации, наличие интеллектуальных ресурсов и волевых качеств, необходимых для поддержания своего авторитета и властных позиций. Сторонник сравнительно-исторического изучения общественных процессов, Моска акцентировал многообразие способов легитимации власти с помощью политико-правовых норм, идеологических концепций и других механизмов (Моска называл это «политической формулой» и «юридической защитой»).
Моска считал утопическими концепцию народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, идеи «бесклассового общества» К. Маркса и воззрения различных сторонников социализма. Исходя из политической ситуации Италии в конце 19 – начале 20 вв., Моска с позиций консервативного либерализма подверг критике институт парламентаризма и принцип всеобщего избирательного права, пессимистически оценивая способность масс, особенно итальянского крестьянства, быть дееспособным участником политической жизни, и в частности избирательного процесса. В противовес марксистской теории классовой борьбы Моска представлял политическую историю человечества прежде всего как историю конфликтов в правящих слоях общества, а также столкновений меньшинства и большинства в процессе борьбы за власть, когда в рамках большинства вызревают зародыши новых элит, оспаривающих полномочия существующего политического класса. Различая аристократические и демократические, автократические и либеральные, закрытые и открытые формы правления, Моска отмечал, что в реальности преобладают смешанные типы правления, при этом наибольшую устойчивость являют такие типы политических организаций, которые способны стимулировать процесс обновления и демократизации «правящего» класса путём кооптации в его ряды выходцев из низших слоёв, тогда как превращение элиты в наследственную и закрытую группу ведёт к её вырождению и чревато её заменой противоборствующей элитой. В публицистических статьях Моска обосновывал необходимость для Италии формирования «рабочей аристократии», подобной той, что уже сформировалась в других европейских странах и США, став надёжной опорой государственного аппарата.
Первоначально выжидательное отношение Моски к режиму Б. Муссолини, связанное с надеждой на восстановление порядка в итальянском обществе в условиях политического кризиса после Первой мировой войны, сменилось с середины 1920-х гг. критикой его антилиберальных законов (в 1925 Моска подписал инициированный Б. Кроче «Манифест интеллектуалов-антифашистов»). Поборник равновесия и циркуляции элит, Моска в работах 1930-х гг. выдвинул в качестве политического идеала понятие «репрезентативного правительства», способного достойно выражать интересы и чаяния населения, проводить своевременные реформы и обеспечивать высокий уровень консенсуса в обществе. Идеи Моски об ограничении властных привилегий богатства (правительство не должно восприниматься массами как «ассоциация богатых, направленная против бедных») и повышении роли интеллектуальных слоёв в политической жизни в дальнейшем были восприняты теоретиками меритократии. Во 2-й половине 20 в. концепция Моски получила международное признание, инициированное американскими социологами Дж. Бёрнхемом, Дж. Мейзелом и другими, и стала важной составной частью современной политологии.