Франкфуртская школа
Фра́нкфуртская шко́ла, ведущее направление неомарксизма в немецкой философии и социологии 1930–1960-х гг. Сложилось вокруг созданного в 1923 г. Института социальных исследований при Университете имени И. В. Гёте Франкфурта-на-Майне (первым директором института был представитель австромарксизма К. Грюнберг, издатель «Архива по истории социализма и рабочего движения»). На формирование философских установок франкфуртской школы значительное влияние в 1920-х гг. оказали идеи Д. Лукача и К. Корша, а также З. Кракауэра и Э. Блоха. М. Хоркхаймер, директор института с 1931 г., сформулировал программу междисциплинарных исследований с целью создания «теории современного общества как целого». Сотрудники института, участвовавшие в реализации этой программы, разрабатывали проблемы экономики (Ф. Поллок: анализ типов «государственного капитализма» на примере СССР, национал-социалистической Германии и США эпохи Ф. Д. Рузвельта), правоведения (О. Кирххаймер и Ф. Нойман), социальной психологии (теория «авторитарного характера» Э. Фромма), культуры (работы по социологии литературы Л. Лёвенталя и социологии музыки Т. Адорно и др.). Близок к франкфуртской школе был В. Беньямин. В статьях Хоркхаймера и Г. Маркузе сформулирована философско-социологическая критическая теория общества, ставшая центральной для франкфуртской школы. Её идейными истоками явились критика политической экономии К. Маркса (применительно к позднему, монополистическому капитализму), диалектика Г. В. Ф. Гегеля, психоанализ З. Фрейда как средство раскрытия репрессивных механизмов формирования «социального характера». Социально-антропологическая проблематика стала главной темой первого коллективного труда франкфуртской школы «Исследования авторитета и семьи» («Studien über Autorität und Familie», Bd 1–2, 1936: Хоркхаймер, Фромм, Маркузе, К. А. Виттфогель и др.).
В 1933–1950 гг., после эмиграции из Германии М. Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, Институт социальных исследований существовал сначала в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), с 1934 г. – в США при Колумбийском университете в Нью-Йорке до возвращения в 1950 г. во Франкфурт-на-Майне. Основной орган – журнал Zeitschrift für Sozialforschung (1932–1939, в 1939–1941 Studies in Philosophy and Social Science).
В работах, написанных в США во время Второй мировой войны 1939–1945 гг., критический анализ тоталитаризма и массовой «индустрии культуры» перерастает в выявление внутренних противоречий европейской цивилизации: обратной стороной доминирования технического «инструментального разума» в процессе возрастающего господства человека над природой (внутренней и внешней) является «отречение от смысла» («Диалектика Просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно; «Затмение разума» Хоркхаймера; обе работы – 1947). «Загадочная готовность технологически воспитанных масс» к принятию деспотизма стала темой эмпирических социально-психологических исследований, проведённых в США Адорно и его сотрудниками («Авторитарная личность», 1950).
В послевоенный период франкфуртская школа в качестве философски ориентированной «диалектической социологии» становится одним из наиболее влиятельных направлений в Федеративной Республике Германия, а затем и в США, где продолжали свою деятельность Г. Маркузе и Фромм (постепенно отошедший, однако, от франкфуртской школы в связи с разногласиями в оценке теории Фрейда). Методологические установки франкфуртской школы получили развёрнутое обоснование в т. н. споре о позитивизме на съезде немецких социологов в 1961 г. (дискуссия между Т. Адорно и К. Поппером, между Ю. Хабермасом, представителем второго поколения франкфуртской школы, и Х. Альбертом), в «Негативной диалектике» Адорно (1966) и работах Хабермаса «К логике социальных наук» (1967) и «Познание и интерес» (1968). Критика культуры и общества представлена в многочисленных эссе и выступлениях Адорно 1950–1960-х гг. («Minima moralia. Рефлексии из повреждённой жизни», 1951; «Диссонансы. Музыка в управляемом мире», 1956; «Жаргон подлинности. К немецкой идеологии», 1964; доклад «Поздний капитализм или индустриальное общество?» на съезде немецких социологов в 1968, и др.). Широкую известность получили также работы Маркузе, содержащие критику «репрессивной цивилизации» и деградации человека в современном массовом обществе («Одномерный человек», 1964).
Франкфуртская школа оказала значительное влияние на формирование критической ориентации в западной социологии 2-й половины 20 в. (Ч. Р. Миллс, А. У. Гоулднер и др.). Идеи франкфуртской школы (особенно высказывания Г. Маркузе о революционном потенциале несистемных маргинальных слоёв в позднекапиталистическом обществе) явились одним из источников идеологии «новых левых», в том числе протестных студенческих выступлений конца 1960-х – начала 1970-х гг. в Европе (хотя Т. Адорно и М. Хоркхаймер, а также Ю. Хабермас отмежевались от радикальных тенденций этого движения).