Маркс Карл
Маркс Карл, Карл Генрих Маркс (Karl Heinrich Marx) (5.5.1818, Трир – 14.3.1883, Лондон), немецкий социальный философ, экономист, публицист, общественный и политический деятель. Родился в семье адвоката – выходца из семьи раввина, перешедшего в протестантизм. Учился в университетах Бонна (1835) и Берлина (1836–1841), где примкнул к кружку младогегельянцев (Б. Бауэр и др.). В 1841 г. в Йенском университете получил степень доктора философии (диссертация «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура»). Мировоззрение Маркса формировалось под влиянием идей Просвещения (особенно Г. Э. Лессинга и Ж.-Ж. Руссо), философии Г. В. Ф. Гегеля и затем Л. Фейербаха, Б. Спинозы, французских и немецких социалистических и коммунистических учений 1820–1840-х гг. В 1842–1843 гг. Маркс редактировал издававшуюся в Кёльне оппозиционную прусскому правительству «Рейнскую газету», энергично отстаивая свободу печати. В 1843 г. Маркс женился на баронессе Женни фон Вестфален (1814–1881), вместе с которой переехал в Париж, где обстоятельно изучал социалистическую литературу. В 1844 г. совместно с А. Руге (1802–1880) выпустил «Немецко-французский ежегодник» (при участии Г. Гейне и Г. Гервега); в опубликованной в нём статье «К критике гегелевской философии права. Введение» критика религии как иллюзорного «превратного мировоззрения», представляющего собой одновременно «выражение действительного убожества и протест» против него, превращается в критику реального «превратного мира», представленного государством и правом (Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 1. Москва, 1955. С. 414, 415). В «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» (опубликовано в 1932, русский перевод 1956), отразивших интенсивные занятия Маркса политической экономией в парижский период, он критически переосмысливает развитое Гегелем и Фейербахом понятие отчуждения, истолковывая его (как и М. Гесс, 1812–1875) в социальном и экономических аспектах как отчуждение труда, лежащее в основе «самоотчуждения» человека в буржуазном обществе. Упразднение этого самоотчуждения связывается с уничтожением частной собственности, положительным выражением которого предстаёт у Маркса коммунизм, формулируемый в терминах переосмысляемой им антропологической концепции Фейербаха как «завершённый гуманизм», «возвращение человека к самому себе», как совершающаяся в процессе свободной деятельности всесторонняя «эмансипация всех человеческих чувств и свойств», отчуждением которых является культивируемое цивилизацией, в которой отношения базируются на частной собственности, «чувство обладания». При этом (как и в сочинении Л. фон Штейна «Социализм и коммунизм в современной Франции») был подвергнут критике «грубый», уравнительный коммунизм, «отрицающий повсюду личность человека» (Сочинения. Т. 42. Москва, 1974. С. 116, 114).
Знакомство в 1842 г. с Ф. Энгельсом стало судьбоносным для дальнейшей жизни и идейной эволюции Маркса. В 1845 г. они публикуют совместный памфлет «Святое семейство» с критикой младогегельянства и немецкого идеализма вообще (русский перевод 1908). В начале 1845 г. Маркс был выслан из Франции и до марта 1848 г. жил в Брюсселе. Летом 1845 г. по приглашению Энгельса Маркс посетил Великобританию, где они познакомились с деятелями чартизма и членами тайной организации немецких политэмигрантов Союз справедливых. В совместном трактате «Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Л. Фейербаха, Б. Бауэра и М. Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков» (1845–1846; опубликовано на русском языке в 1924) и памфлете Маркса «Нищета философии» (на французском языке, 1847; критический разбор сочинения «Философия нищеты» П.-Ж. Прудона) были впервые изложены основы материалистического понимания истории, исходящего из «материального производства непосредственной жизни» и порождаемой им «формы общения» («гражданского общества» на его различных ступенях) и выводящего отсюда все различные «формы сознания, религию, философию, мораль и т. д.» (Сочинения. Т. 3. Москва, 1955. С. 36, 37). «Приобретая новые производительные силы, люди меняют свой способ производства» и вместе с ним «все свои общественные отношения. Ручная мельница даёт общество с сюзереном во главе, а паровая мельница – общество с промышленным капиталистом» (Сочинения. Т. 4. Москва, 1955. С. 133). В сжатом виде Маркс сформулировал эти идеи в декабре 1846 г. в письме П. В. Анненкову.
В 1847 г. Маркс вступил в Союз справедливых, который они совместно с Энгельсом преобразовали в международный Союз коммунистов. В качестве его программного документа ими был написан «Манифест коммунистической партии», в котором борьба классов рассматривалась как движущая сила истории, отмечалась историческая революционная роль буржуазии в развитии крупной промышленности, создании «всемирного рынка» и «космополитического» производства и потребления и разрыве с «идиотизмом деревенской жизни». Утверждалась неизбежность всё более разрушительных кризисов перепроизводства как показатель неспособности «буржуазных отношений собственности» справиться с новыми производительными силами и провозглашалась историческая миссия пролетариата как «могильщика» буржуазии, призванного в процессе коммунистической революции уничтожить частную собственность, «централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (Сочинения. Т. 4. С. 446).
В период Революции 1848 г. во Франции и после начала Революции 1848–1849 гг. в Германии Маркс вернулся в Кёльн к активной политической журналистике в качестве главного редактора «Новой Рейнской газеты» (июнь 1848 – май 1849). Из статей в этой газете сложилась первая собственно экономическая работа Маркс «Наёмный труд и капитал» (1849). В августе 1849 г. Маркс был вынужден уехать в Лондон, где поселился с семьёй до конца жизни, в течение многих лет получая финансовую помощь от Энгельса. Продолжая издание «Новой Рейнской газеты» уже как журнала (6 выпуск в Гамбурге, 1850), Маркс опубликовал серию статей, где были выдвинуты идеи «непрерывной (permanent) революции» и «классовой диктатуры пролетариата как необходимой переходной ступени к уничтожению классовых различий вообще» («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» – Сочинения. Т. 7. Москва, 1956. С. 91). В 1851–1862 гг. Маркс был корреспондентом нью-йоркской газеты «The New York Daily Tribune», где печатал статьи на темы текущей политики с историческими экскурсами, в т. ч. по восточному вопросу. В опубликованной в Нью-Йорке работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852) Маркс проанализировал классовую природу французского бонапартизма.
В 1864 г. Маркс стал одним из основателей и фактически главой «Международного товарищества рабочих» – 1-ого Интернационала, в котором вёл борьбу со сторонниками анархизма и прудонизма. В 1867 г. вышел 1-й том главного труда Маркса – «Капитал. Критика политической экономии» (русский перевод 1872; 2-й и 3-й тома были изданы Энгельсом уже после смерти Маркса в 1885 и 1894). Маркс приветствовал возникшую во Франции Парижскую коммуну 1871 г., вождями которой были в основном последователи О. Бланки или Прудона. Оценивая её как первый практический опыт рабочего правительства, Маркс сделал вывод, что не парламентарная республика, а государство типа Парижской коммуны является наиболее целесообразной политической формой диктатуры пролетариата («Гражданская война во Франции», 1871). После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс поддерживал создание пролетарских политических партий в отдельных странах. В последние годы жизни Маркс проявлял повышенный интерес к достижениям электротехники (особенно к нововведениям М. Депре), считая, что «электричество больше приближает социализм, чем все заговоры Бланки». Маркс также придавал большое значение агрохимии, полагая, что она закрепит в сельском хозяйстве крупное производство промышленного типа, содействуя тем самым устранению «оплота старого общества, крестьянина».
Философские и социологические взгляды
Философская антропология Маркса исходит из представления о человеке как о существе производящем: производительный труд, в процессе которого человек овладевает природными стихиями, отличает его от животного. Но по мере овладения этими стихиями созданные людьми производительные силы и общественные отношения всё более противостоят человеку в качестве чуждых, враждебных для него сил. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, от процесса труда, от общества и самого себя. Только в будущем коммунистическом обществе, предполагающем коренное преобразование общественных отношений при безграничном росте производительных сил и знаменующем начало «подлинной» истории человечества, отчуждение будет преодолено и будут созданы условия для «всестороннего развития индивидов». В целом Маркс исходил из характерного для Просвещения рационалистического взгляда на природу человека как существа разумного.
Общественно-историческая практика является основополагающим понятием социально-философской концепции Маркса, в т. ч. и критерием «предметной истинности» мышления. Социальная сущность человека как «совокупности всех общественных отношений» («Тезисы о Фейербахе», 1845, опубликованные в 1888; Сочинения. Т. 3. С. 3) проявляется не только в форме «непосредственной коллективности», когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу, но и тогда, когда индивид находится наедине с собой. Историю Маркс представлял в виде драмы, в которой люди выступают одновременно как авторы и как актёры: «Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого» (Сочинения. Т. 8. Москва, 1957. С. 119).
Материалистическое понимание истории выражено в предисловии Маркса к работе «К критике политической экономии» (1859, русский перевод 1896): «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что́ является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке… Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что́ сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни…» (Сочинения. Т. 13. Москва, 1959. С. 6–7). Это определило концепцию идеологии как «ложного сознания», социально обусловленных иллюзий, связанных с экономическими и политическими интересами противоборствующих сил. В раскрытии этой связи и выявлении той глубинной социальной реальности, которая лежит в основе разнообразных идей и представлений, Маркс видел задачу социальной науки. В 20 в. это стало предметом социологии знания.
Объяснение всей социальной жизни материальными её аспектами дополнялось у Маркса признанием обратного воздействия сознания на бытие. В ряде работ он исследовал взаимодействие экономических и неэкономических институтов, а также взаимодействие последних между собой, однако в целом экономика, а также политика всегда представлялись ему более «реальными» («материальными»), чем, например, мораль, право или религия.
У Маркса мы встречаем две противоположные методологические тенденции: естественно-научную, характерную для позитивизма как идеологии науки, и противоположную ей, подчёркивающую специфику социологического знания. В своих исследованиях он использовал достижения естественных наук. Так, понятие «формации» как многоуровневого образования, содержащего в себе «остаточные» слои, унаследованные от прежних эпох, было почерпнуто Марксом из геологии, клеточная теория в биологии повлияла на его анализ товара как «клетки», простейшей единицы капиталистической экономики. В качестве метода, применяемого в социальной науке, Маркс рассматривал восхождение от абстрактного к конкретному. На начальном этапе в процессе анализа «чувственно-конкретного», составляющего «исходный пункт созерцания и представления», выделяются простейшие абстрактные определения, на основе которых и происходит дальнейшее движение мысли, приводящее к воспроизведению в понятиях системы сложного объекта в качестве «мысленной целостности, мысленной конкретности» (Сочинения. Т. 46, ч. 1. Москва, 1968. С. 38).
Антипозитивистская тенденция в творчестве Маркса тесно связана с его публицистической и революционной деятельностью. Ряд его работ, широко использующих методы полемики, обличения, иронии, сарказма, могут быть отнесены к жанру публицистической социологии. Подход к научной деятельности как включённой в общественную практику, социальная критика и политический радикализм Маркса были восприняты позднее различными антипозитивистскими (критическая теория) и леворадикальными течениями.
В работах Маркса, опирающихся на огромный эмпирический материал, относящийся к социальной истории, экономике, праву и т. д., можно обнаружить и элементы эмпирического социального исследования (анализ официальных документов, писем и результатов опроса при изучении положения мозельского крестьянства в 1842–1843, постоянное обращение к анализу прессы и статистических материалов и др.).
Представление об обществе как иерархически организованной системе связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой, получило выражение во введённом Марксом понятии «общественная формация» (Gesellschaftsformation), в основании которой лежит способ производства материальных благ. Вслед за Гегелем Маркс верил в существование универсальных исторических законов, пробивающих себе дорогу через все случайности, в прогрессивный характер социального развития, полагая, что все общества раньше или позже проходят в своём развитии одни и те же стадии. «Азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства» Маркс обозначил как «прогрессивные эпохи экономической общественной формации». Термин «формация» он использовал и применительно к первобытной общине, основанной на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях. Буржуазную формацию, основанную на частной собственности на средства производства и эксплуатации формально свободного наёмного труда, Маркс считал «последней антагонистической формой общественного процесса», которой «завершается предыстория человеческого общества» (Сочинения. Т. 13. С. 7–8). В критическом разборе программы социал-демократической партии Германии – «Критике Готской программы» (1875, опубликована в 1891) Маркс выделил две фазы в развитии послекапиталистической формации (см. в статье Коммунизм).
Важнейшее место в методологии Маркса занимает выявление всякого рода противоречий, коллизий, напряжений, конфликтов между различными факторами социальной жизни, институтами, группами и т. д. Маркс видел в противоречиях источник и движущую силу развития. Одно из центральных мест в теории Маркс занимает проблематика социальной революции, которая понимается как быстрый, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс: «революции – локомотивы истории», «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» (Сочинения. Т. 7. С. 86; Т. 23. Москва, 1960. С. 761).
Классы в широком смысле, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой, в более узком смысле – социальные группы, различающиеся в зависимости от наличия или отсутствия собственности на средства производства – важного критерия классообразования. Наряду с такими признаками, как экономическое положение, образ жизни, уровень образования и т. п., важнейшим признаком класса является классовое самосознание: «класс в себе» должен стать «классом для себя», т. е. осознать себя как особую социальную группу со своими интересами, противостоящую другим группам (Сочинения. Т. 4. С. 183). В борьбе между классами один из них может представлять отжившие производственные отношения, другой – нарождающиеся, при этом на разных фазах развития один и тот же класс может быть то прогрессивным, то реакционным (например, буржуазия на ранней и на завершающей стадиях капиталистического развития). Отмечая существование в современном капиталистическом обществе других классов и слоёв («пережитков» прежних формаций и средних, промежуточных слоёв), помимо буржуазии и пролетариата, Маркс считал, что в перспективе они обречены на исчезновение. Однако предсказания Маркс об исчезновении средних классов и об абсолютном и относительном обнищании пролетариата при капитализме не подтвердились.
Экономическая теория
«Естественно-историческое» понимание общественного процесса определило трактовку Марксом категорий политической экономии как теоретические выражения преходящих исторических отношений людей, складывающихся в процессе производства. Исходный пункт Маркса – анализ товара как экономической «клеточки» буржуазного общества, двуединства вещной полезности (потребительной ценности) и способности к обмену (меновой ценности, или стоимости), в котором представлен двойственный характер труда конкретного (целесообразное создание определённой полезной вещи) и абстрактного (необходимые затраты мускульной, нервной, умственной энергии, связывающие участников общественного разделения труда). Конкретный труд, будучи трудом обособленного товаропроизводителя, требует обмена его продуктов в определённых пропорциях. «Сгустки энергии» абстрактного труда дают возможность количественного соизмерения (меновая ценность) качественно разнородных полезностей (потребительных ценностей); историческое развёртывание товарного обмена достигает «денежной формы стоимости» – закрепления роли «всеобщего эквивалента» за благородными металлами. Приравнивая различные продукты при обмене один к другому, люди стихийно приравнивают различные виды труда, не осознавая этого, что порождает особую форму фетишизма – персонификацию вещей и овеществление лиц в товарном производстве. Т. о., стоимость – отношение между людьми, скрытое за вещной (товарно-денежной) оболочкой.
Капитал Маркс также трактовал как общественное отношение, возникающее из формально эквивалентного обмена двух особых товаров – денег как всеобщей формы стоимости и рабочей силы, потребительная ценность которой обладает уникальным свойством быть источником новой стоимости. Условиями превращения рабочей силы в товар являются возможность (отсутствие стеснений и ограничений, мешающих вольному найму) и необходимость (отсутствие земли и всех других средств существования у работников) её «свободной» продажи. Процесс потребления товара «рабочая сила» есть процесс вольнонаёмного труда, создающего новую – прибавочную – стоимость. Она представляет собой излишек над величиной стоимости самой рабочей силы, эквивалентной сумме жизненных средств, необходимых для её воспроизводства. Владелец денег, используемых как капитал, может потреблять купленную рабочую силу, например, 12 часов в день; тогда как рабочий в течение 6 часов (необходимое рабочее время) может создать продукцию, продажа которой окупит его содержание; всё созданное сверх этого присваивается капиталистом как прибавочная стоимость. Таким образом, трудовая теория стоимости, разработанная английской классической политической экономией, стала у Маркса основой его теории прибавочной стоимости.
Маркс скорректировал учения Ф. Кенэ («первоначальные и годичные авансы») и А. Смита [«основной» (fixed) и «оборотный» (circulating) капитал] о структуре капитала, особо выделив «переменный капитал» – расходы на рабочую силу. Будучи частью оборотного капитала, они обеспечивают приращение стоимости, тогда как потребление средств производства, согласно Марксу, лишь переносит на новый продукт уже накопленную стоимость (сразу или по частям), поэтому расходы на них составляют «постоянный капитал» (сырьё, материалы и основной капитал). Капитал в целом – это «самовозрастающая» стоимость, которая в процессе кругооборота носителей (деньги, средства производства и рабочая сила, товарные запасы) приносит прибавочную стоимость за счёт эксплуатации наёмного труда и посредством реализации произведённой рабочими продукции.
Маркс ввёл понятие «превращённой формы», характеризующее видимые поверхностные «искажения» внутренних зависимостей (заработная плата как превращённая форма стоимости рабочей силы, а промышленная и торговая прибыль, ссудный процент и земельная рента как превращённые формы прибавочной стоимости).
Анализируя стремление к максимизации прибавочной стоимости как стимул технического прогресса, Маркс выделил «абсолютную» прибавочную стоимость, достигаемую удлинением рабочего дня, и «относительную» прибавочную стоимость, обеспечиваемую ростом производительности труда в пределах фиксированного рабочего дня. Исторические ступени капиталистического промышленного прогресса Маркс рассматривал как методы извлечения относительной прибавочной стоимости – от простой кооперации работников под командованием капитала до крупного фабричного машинного производства. Маркс первым интерпретировал мануфактуру как тип крупного предприятия, основанного на дифференцировании ручной техники и превращении труда отдельного работника в операцию по изготовлению детали товара.
Фабричную систему крупного машинного производства Маркс характеризовал как высшую стадию «капиталистического накопления», на которой, по его мнению, концентрация в экономике приводит к поляризации общественных классов: крупные предприниматели в конкурентной борьбе побивают мелких, которые отбрасываются в ряды пролетариата; давление «относительного избытка рабочей силы» («резервной армии труда») позволяет капиталистам понижать зарплату ниже стоимости рабочей силы и тем самым увеличивать свои доходы при массовой нищете и деградации. Но рабочий класс вместе с тем «обучается, объединяется и организуется» и механизмом самого капиталистического производства, и противостоянием уменьшающемуся числу «магнатов капитала», «узурпирующих» все выгоды обобществлённого труда.
В первоначальном варианте «Капитала» (впервые опубликованного в 1939–1941 под заглавием «Экономические рукописи 1857–1859 гг.») Маркс связывал самоотрицание капиталистического способа производства с превращением «непосредственного труда» в «необходимый, но второстепенный момент по отношению к всеобщему научному труду, по отношению к технологическому применению естествознания» (Сочинения. Т. 46, ч. 2. Москва, 1969. С. 207–208). Однако в итоговом тексте 1-го тома «Капитала» историческая тенденция капиталистического накопления охарактеризована иначе: «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается… Экспроприаторов экспроприируют» (Сочинения. Т. 23. С. 773).
2-й и 3-й тома «Капитала» были нацелены на конкретизацию сформулированного в книге Энгельса «Анти-Дюринг» (1878, при участии Маркса) «основного противоречия капитализма» между общественным характером производства и частнособственническим присвоением, проявляющегося в периодических кризисах в экономике. Во 2-м томе Маркс построил схемы, показывавшие трудности соблюдения условий пропорциональности между двумя подразделениями капиталистического общественного воспроизводства – производством средств производства и производством предметов потребления. Основное содержание 3-го тома составило согласование трудовой теории стоимости с тенденцией роста ограниченного строения капитала (доли постоянного капитала относительно переменного) как выражения технического прогресса; Маркс предложил понятие цены производства как превращённой формы стоимости – результата уравнивания нормы прибыли вследствие внутриотраслевого и межотраслевого перелива капиталов. Маркс проанализировал также торговый и ссудный капитал как обособившиеся функциональные формы капитала, участвующие в перераспределении прибавочной стоимости; ввёл понятие фиктивного капитала (представленного в ценных бумагах – акциях и облигациях), способствующего отделению капитала-собственности от капитала-функции (непосредственного контроля над предприятиями). Фиктивный капитал позволяет высшему слою капиталистического класса контролировать капитал, намного превосходящий тот, что находится в формальной собственности. С превращением акционерных обществ в господствующую организационную форму предприятий капитал приобретает непосредственную форму общественного капитала, а прибыль – чистую форму процента. Энгельс в дополнениях к 3-му тому «Капитала» отметил, что акционерный капитал усиливает тенденцию к концентрации вплоть до перерастания свободной конкуренции в монополию и господства биржи над всем производством и обращением.
Отслеживая противоречия, способные нарушить ход капиталистического процесса воспроизводства, Маркс так и не сформулировал цельной концепции кризисов. Высоко оценивая научный вклад Ж. Ш. Л. С. де Сисмонди, Маркс не принял его теории недопотребления, поскольку кризисы носят циклический характер и обычно начинаются при высоком уровне зарплаты. Маркс объяснял это тем, что в период экономического подъёма растущий спрос на рабочую силу ведёт к увеличению оплаты труда, но из-за этого повышения снижается уровень средней прибыли и перестают действовать стимулы к инвестициям, после чего следует спад деловой активности с закрытием предприятий, падением цен и зарплаты и скачком безработицы.
Критический обзор взглядов экономистов прошлого (меркантилистов, физиократов, А. Смита, Д. Рикардо и его последователей и критиков) на источник капиталистической прибыли, содержащийся в рукописях 1862–1863 гг. и задуманный как 4-й том «Капитала», был издан К. Каутским под заглавием «Теории прибавочной стоимости» в 1905 г. (русский перевод 1906, полное издание – т. 1–3, 1954–1961).
Идеи Маркса оказали громадное влияние на развитие социальной философии в 19–20 вв., став источником различных версий марксизма и неомарксизма и определив во многом идеологию международного социалистического и коммунистического движения.