Арон Раймон
Аро́н Раймо́н (Raymond Claude Ferdinand Aron) (14.03.1905, Париж – 17.10.1983, там же), французский философ, социолог, политолог и публицист. Окончил Высшую нормальную школу (1924–1928), продолжил образование в Кёльнском университете (1928–1930), где получил степень доктора. С 1930 г. – профессор Кёльнского, затем Берлинского университетов. Во Франции преподавал в Гаврском лицее и Тулузском университете, с 1955 г. – заведующий кафедрой социологии в Сорбонне, с 1970 г. – заведующий кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс. Во время Второй мировой войны эмигрировал в Великобританию, где был главным редактором журнала «La France Libre». В 1947–1977 гг. был издателем и политическим обозревателем газеты «Le Figaro», с 1977-го – еженедельника «LʼExpress», с 1978-го – главным редактором журнала «Commentaire». Входил в состав Экономического и социального совета Четвёртой и Пятой республик. Член Французской академии моральных и политических наук (1963).
В круг интересов Арона входили: философия истории (границы и измерения исторического познания, прогрессистское сознание), социология (исследования индустриального общества, соотношения идеологии и науки, политики и общества, история теоретической социологии), политология (международные отношения, диалектика войны и мира, соотношение силы, могущества и власти). Он был одним из создателей теории «единого индустриального общества», в которой, в отличие от теории конвергенции, утверждалось, что социализм будет поглощен капитализмом; концепции деидеологизации, которая открывала, согласно мысли автора, возможность социальной науке изучать «то, что есть в действительности»; современной теории международных отношений. Среди основных характеристик взаимоотношений между странами Арон выделял неустойчивое равновесие между войной и миром, когда «мир невозможен, а война нежелательна», а также неустранимое противоречие между состоянием разумного общественного договора, регламентирующего взаимоотношения граждан внутри отдельных государств, и естественным состоянием «войны всех против всех» во взаимоотношениях государств: «человек – разумное существо, но это не относится к человечеству». Также предпринял одну из первых попыток осмысления процессов глобализации.