Тённис Фердинанд
Тённис Фердина́нд, Фердинанд Юлиус Тённис (Ferdinand Julius Tönnies) (26.7.1855, Ольденсворт, герцогство Шлезвиг – 9.4.1936, Киль), немецкий социолог, один из основателей социологической науки в Германии. Преподаватель, профессор Университета Кристиана Альбрехта в Киле (1881–1933, с перерывами). Президент Немецкого социологического общества (1909–1933). В социологии широко известен как автор терминологической пары Gemeinschaft и Gesellschaft (общность и общество, англ. community и society). Основные работы: «Общность и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887), «Гоббс. Жизнь и труды» («Hobbes. Leben und Lehre», 1896), «Критика общественного мнения» («Kritik der öffentlichen Meinung», 1922), «Введение в социологию» («Einführung in die Soziologie», 1931).
Фердинанд Тённис родился на семейном хуторе Рип в окрестностях Ольденсворта, герцогство Шлезвиг, в семье богатого торговца скотом. Семья отца по происхождению – фризы. В школьные годы жил в Хузуме (Шлезвиг), ставшем его любимым местом до конца жизни.
Тённис в 1872–1877 гг. слушал лекции в университетах Страсбурга, Йены, Лейпцига, Бонна, Берлина, Тюбингена. Защитил в 1877 г. в Тюбингене диссертацию на латинском по античной истории. После университета определились главные исследовательские интересы Тённиса: философия Т. Гоббса и социологическая теория. В качестве диссертации (Habilitation) в Университете Кристиана Альбрехта в Киле в 1881 г. Тённис представляет «Замечания по философии Гоббса» («Anmerkungen über die Philosophie des Hobbes») и эссе «Общность и общество», ранний вариант будущей главной книги.
С 1881 г. Тённис читал лекции по философии права, экономике и политическим наукам (Staatwissenschaften) в Университете Кристиана Альбрехта в Киле. Преподавал мало, предпочитая самостоятельные исследования и жизнь в дальних пригородах: в городе детства Хузуме, с 1900-х гг. в Ойтине (Eutin) в полусотне километров от Киля.
Изучая наследие Томаса Гоббса, Тённис регулярно посещал Лондон и Париж (в 1878, 1884, 1888, 1902). Результатом работы с архивом Гоббса стала, в частности, публикация ранее неизвестной рукописи «Бегемот, или Долгий парламент» и полного критического издания трактата «Элементы права естественного и политического». В 1896 г. выходит обобщающая работа «Томас Гоббс. Жизнь и учение». Тённис сохраняет интерес к Гоббсу до конца жизни, в 1929 г. в Оксфорде становится сооснователем и первым президентом Societas Hobbesiana, объединения исследователей наследия Гоббса.
В 1887 г. выходит первое издание работы «Общность и общество», которое тогда остаётся почти незамеченным. С конца 1880-х гг. Тённис на два десятилетия оставил занятия теорией, которые «встретили мало понимания», переключившись на эмпирические работы и проекты социальных реформ. Тённис проводит исследования преступности, алкоголизма, проблем рабочих и т. д. Участие в социально-реформаторском Немецком обществе этической культуры (Deutsche Gesellschaft für ethische Kultur) и сочувственные тексты о забастовке портовых рабочих в Гамбурге (1896–1897) стоят ему академической карьеры. Слишком независимый, с репутацией «социалиста», Тённис больше четверти века остаётся на скромной должности приват-доцента.
С 1890-х гг. Тённис включается в международные социологические объединения. Участвует в социологических конференциях в Лондоне (1894), Сент-Луисе (1904), в основании Международного социологического института в Париже (1893), посещает социологический факультет Чикагского университета (1905). В 1909 г. вместе с М. Вебером, В. Зомбартом и Г. Зиммелем основывает Немецкое социологическое общество, становится его первым президентом и занимает этот пост до 1933 г. В это же время Тённис возвращается к социальной теории, развивает свои ранние идеи в ряде статей и докладов.
Второе издание сочинения «Общность и общество» в 1912 г. делает Тённиса знаменитым. В университете Тённис в 1909 г. получает пост экстраординарного профессора, в 1913 г. назначается профессором экономики. В 1916 г. Тённис уходит в отставку по возрасту, в 1921 г. из-за материальных трудностей возвращается и работает в университете до вынужденной отставки в 1933 г. с приходом к власти нацистов.
Книги Тённиса послевоенного периода, прежде всего «Критика общественного мнения» («Kritik der öffentlichen Meinung», 1922), «Прогресс и социальное развитие» («Fortschritt und Soziale Entwicklung», 1926), «Введение в социологию» («Einführung in die Soziologie», 1931), «Дух Нового времени» («Geist der Neuzeit», 1935), продолжают идеи, заложенные в работе «Общность и общество».
Социальные и политические взгляды
Тённис разделял идеи кооперативного социализма, сочувствовал профсоюзам и трудовым объединениям рабочих (Genossenschafts, «товариществам»). Во время Первой мировой войны и сразу после неё Тённис пишет работы о войне и международном праве, доказывающие, с умеренных позиций, правоту Германии. После революции 1918 г. поддерживает демократический республиканский строй. Симпатизирует социал-демократам, но долгое время считает, что учёный-социолог не должен включаться в партийную политику. Угроза нацизма заставила его изменить позицию: Тённис вступает в Социал-демократическую партию Германии, на земельных выборах 1932 г. публично выступает против нацистов.
С 1930-х гг. складывается во многом несправедливая репутация Тённиса как консервативного романтика и даже «предшественника нацизма». Основанием для такой оценки стали популярные в межвоенный период трактовки идей Тённиса, находившие в сочинении «Общность и общество» идеализацию «органической общины», враждебность к современному обществу и призыв к реставрации старых порядков.
Тённис никогда не соглашался с реакционными интерпретациями своих идей. Своё место он видел на стороне научного разума, а не романтизма, подчёркивал неизбежность роста научной рациональности, невозможность возврата к прошлому. По отношению к «общности» и «обществу» Тённис заявлял позицию непредвзятого исследователя, который изучает явления, не давая им оценочных суждений. Надежды на будущее братство людей Тённис связывал не с возвращением к старой общине, а с «товариществами» рабочих, которые создаются в современном обществе. Противоположная позиция, представляющая Тённиса обращённым в будущее «утопическим визионером» (Adair-Toteff. 1995), выглядит более обоснованной.
Философский и научный контекст социологии Тённиса
Социологические идеи Тённиса сложились на фоне дискуссий второй половины 19 в. Особенно значимым для Тённиса был спор между рационалистической политэкономией, выросшей из концепции естественного права 17 в., и органическими и историческими подходами. Соединить эти соперничающие направления, найти их взаимосвязь было ключевой задачей Тённиса в сочинении «Общность и общество» (см. предисловия к первому, второму изданиям).
Ключевое для социологии Тённиса понятие «воля» складывалось под влиянием философских идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. фон Гартмана. Книги Шопенгауэра сопровождали Тённиса с юношеских лет, с Ницше его связывало личное знакомство. Во время работы над сочинением «Общность и общество» Тённис общался с Ницше на отдыхе в Швейцарии (1883), тогда же пережил неразделённую любовь к Лу Саломе, спутнице Ницше. Собственная трактовка воли, к которой приходит Тённис, уже заметно отличается от интуиций Шопенгауэра и Ницше. Считая волю присущей прежде всего человеку, зрелый Тённис не соглашался с «недопустимым расширением» понятия воли Шопенгауэром (см. статью «Моё отношение к социологии»). Сочувствуя «простым людям», Тённис отвергал характерное для позднего Ницше прославление силы и «сверхчеловека» и критически относился к «культу Ницше», в котором эти черты, наоборот, подчёркивались.
В теоретиках естественного права Тённис подчёркивал их понимание политического порядка как «творения человеческой мысли и воли» (см. предисловие ко второму изданию «Общность и общество»; Tönnies. 1912. S. XIII). Особое значение для Тённиса имели работы Гоббса. Ключевую теоретическую проблему Тённис видел в предложенной Гоббсом критике идей Аристотеля о человеке как существе социальном по своей природе и политическом порядке как естественном явлении. Гоббс предлагал противоположное определение: человек по природе не способен к совместной жизни с другими, политический порядок – искусственный механизм, делающий совместную жизнь возможной. Тённис старался доказать, что тезисы Аристотеля и Гоббса одинаково верны и дополняют друг друга (см. «Природа социологии»). Органическую социальность Тённис связывал с общностью (Gemeinschaft), искусственную – с обществом (Gesellschaft).
Идеи классической теории естественного права (Гоббс, Пуфендорф) и классической политэкономии (Смит, Рикардо) Тённис использовал для построения теории современного общества (Gesellschaft). Тённис сравнивал индивидов общества с «гоббсовскими людьми» и вслед за А. Смитом определял общество как состояние множества обменов, в котором «каждый человек торговец». В политэкономии для Тённиса много значили идеи К. Маркса, которому он посвятил отдельную монографию (Tönnies. 1921). Во введении к первому изданию работы «Общность и общество» Маркс назван «самым проницательным и заслуживающим наибольшее внимание социальным философом» (Tönnies. 1887. S. XXVIII), а в разделах книги, посвящённых теории общества (Gesellschaft), заметно влияние первого тома «Капитала». Тённис, по сравнению с Марксом, больше подчёркивал роль сотрудничества («совпадения воль»), а не конфликтов и роль торговли наряду с производством (Understanding Ferdinand Tönnies «Community and society». 2013).
Помимо Маркса и Энгельса, с которыми Тённис встречался и переписывался, важными ориентирами для Тённиса были теоретики катедер-социализма А. Вагнер и К. Родбертус-Ягецов. Симпатии Тённиса к идеям научного социализма сказались на замысле книги «Общность и общество», призванной доказать, что коммунизм и социализм представляют собой не фантазии, а «эмпирические сущности» (подзаголовок первого издания – «Коммунизм и социализм как эмпирические культурные формы» – подчёркивает эту идею).
Особенно значимой для Тённиса была дискуссия в немецкой теории права. Рационалистические теории Л. фон Штейна и Р. фон Иеринга виделись Тённису «обновлением естественного права» (см. предисловие ко 2-му изданию сочинения «Общность и общество»; Tönnies. 1912. S. XIV). Противовесом им выступали сторонники исторической школы права Г. фон Гуго и Ф. фон Савиньи, консервативные критики естественного права А. Г. Мюллер и Ф. Ю. Шталь. Тённис разделял интерес исторической школы к народной культуре и обычному праву, развивал близкие сюжеты в собственной теории общности. Важным для мысли Тённиса было, в частности, проведённое О. фон Гирке исследование немецкого общинного права («права товариществ»).
Интерес к ранней истории права направил Тённиса к работам историков и антропологов: «Материнское право» И. Бахофена, «Античный город» Н. Фюстеля де Куланжа, «Древнее общество» Л. Моргана, «Древнее право» Г. Мэйна. Идея сочинения «Общность и общество», по воспоминаниям Тённиса, «стала созревать» после знакомства с фрагментом лекций Мэйна, посвящённым различию «статуса» и «контракта» (см. предисловие ко второму изданию работы «Общность и общество»; Tönnies. 1912. S. XIV).
Социологические теории Г. Спенсера, О. Конта, А. Шеффле были важны для Тённиса своими эволюционными идеями. Тённис считал, что Конт и Спенсер видят эволюцию человечества «слишком односторонне» (см. предисловие к первому изданию «Общности и общества»; Tönnies. 1887. S. XXVII), но разделял с ними интерес к эволюции человечества. Биологическая аналогия, предлагаемая Спенсером и Шеффле, тоже серьёзно повлияла на теорию Тённиса. Не принимая их модель «социального организма», Тённис соглашался с общей предпосылкой, что социальный порядок и его изменения должны быть осмыслены в рамках эволюции всего живого (см. предисловие ко второму изданию сочинения «Общности и общества»).
Общность и общество. Сущностная и избирательная воля
Книга «Общность и общество» (1887), написанная как историко-философская, предлагает идеи, которые Тённис позже сделал основой своей социологической теории. Исходным понятием взяты человеческие воли, взаимодействующие друг с другом. Тённиса интересует случай, когда человеческие воли совпадают, взаимно утверждают друг друга и создают устойчивые образования.
Объединения, созданные человеческой волей, Тённис делит на два типа: реальные органические образования, часть общего потока жизни, и искусственные образования наподобие прибора или машины, созданные с определённой целью. Органические формы вместе образуют общность (Gemeinschaft), искусственные формы – общество (Gesellschaft). Чистым примером общностной связи Тённис называет отношения матери и младенца, заданные их природным родством, чистым примером общественной связи служит коммерческая сделка, заключённая ради рациональной выгоды.
Общностные связи создаются сущностной волей (Wesenwille), общественные – избирательной волей (Kürwille). Избирательная воля представляет собой действие рациональных эгоистов, описанных в классической политической экономии. Сущностная воля является органической в том смысле, что согласуется с телесной деятельностью, с ощущениями и чувствами всего организма, а также в том, что она совпадает с общей волей органической целостности (семьи, общины и т. д.), к которой человек принадлежит.
Начиная с рецензии В. Вундта на первое издание работы «Общность и общество», появляется искажающая трактовка сущностной воли как «инстинкта» в противоположность «разуму». Тённис не принимал такую интерпретацию: «Речь идет не о том, чтобы неразумной воле противопоставлять разумную, ибо и сущностная воля обладает разумом...» (Тённис. 1998. С. 217). Различие между типами в том, существует ли единство жизни и мысли как в сущностной воле или возникает «господство мышления над волением», когда действия и чувства тела оказываются подчинены цели, заранее намеченной разумом (Тённис. 2002. С. 162).
Предмет и структура социологии
В основе социологической теории Тённиса лежит представление о социальных сущностях (soziale Wesenheiten), создаваемых человеческой волей (Tönnies. 1931; Тённис. 1998). Социальные сущности создаются общей волей входящих в них людей и существуют прежде всего в сознании их участников. Социальные сущности Тённис считал настоящим предметом социологии, отличая их от простого скопления людей (например, на улице) или просто совместной жизни на одной территории.
Предложенное Тённисом в 1920-х гг. деление социологии стало компромиссом между принятым в тот период расширенным определением социологии и его собственным пониманием. Тённис различает общую социологию, которая изучает все виды совместной жизни человека, и специальную социологию, которая изучает специфически социологические отношения.
Общая социология предполагает два метода: изучение объективных фактов о человеке как социальном животном, подчинённом природным законам, и исследование субъективных аспектов совместной жизни. Объективной стороной занимается социальная антропология (социобиология людей), включающая в себя этнографию и демографию, субъективной – социальная психология.
Специальная социология из множества отношений между людьми выделяет один особый тип, в которых воля отдельных людей соединяется в общую социальную волю. Социальные объединения осознаются их участниками и поддерживаются ими сознательно. В отличие от внешнего мира, подчинённого причинно-следственным связям, социальные отношения должны пониматься «изнутри» как результат человеческой воли. Специальная социология изучает свой предмет тремя методами: конструктивным (конструирование понятий), дедуктивным и индуктивным. На них основаны три раздела специальной социологии: чистая социология, прикладная социология и эмпирическая социология.
Чистая социология разрабатывает логическую систему теоретических понятий. Она оперирует «нормальными понятиями» (Normalbegriffe), из которых составляются идеальные типы – «мысленные вещи» (Gedankendinge), логические конструкции, которые не существуют в эмпирической реальности, но необходимы для её познания. Тённис сравнивал идеальные типы чистой социологии с гвоздями или зажимами, к которым можно «привязать» эмпирическую реальность.
Прикладная социология применяет логические конструкции чистой социологии для анализа исторической динамики. Прикладную социологию Тённис считал научной версией философии истории, в современных терминах её можно определить как теорию социальных изменений. Эволюция, прогресс, возникновение и кризис современного рыночного общества, культурные изменения – типичные для работ Тённиса сюжеты прикладной социологии.
Эмпирическая социология (социография) отличается ориентацией на практические задачи и индуктивной логикой «от фактов к заключениям». Из методов эмпирической социологии Тённис особо подчёркивал роль статистики. В собственных эмпирических исследованиях Тённис интересовался острыми социальными проблемами: преступность, самоубийства, забастовки, алкоголизм, влияние экономики на рождаемость (Cahnman. 1973). С точки зрения теоретической схемы Тённиса большинство эмпирических явлений, которые он изучал, представляют собой отклонение от идеальных типов чистой социологии (On sociology. 1971). Тённис, как и его современник Э. Дюркгейм, описывал такие отклонения как «социальную патологию».
Основные социологические работы
Предложенное Тённисом деление социологии помогает тематически упорядочить его собственное наследие.
Фундаментальные теоретические разработки Тённиса представлены в его статьях «О природе социологии» («Das Wesen der Soziologie», 1907), «Деление социологии» («Einteilung der Soziologie», 1925), в обобщающем «Введении в социологию» («Einführung in die Soziologie», 1931). Для понимания главных идей Тённиса важны его объясняющие статьи: «Понятие общности» (1919), раздел «Общность и общество» в «Словаре-справочнике по социологии» («Handwörterbuch der Soziologie», 1931).
Теорию социальных изменений (прикладную социологию) Тённис разрабатывает в книгах, продолжающих ряд тем сочинения «Общность и общество»: «Обычай» («Die Sitte», 1909), «Критика публичного мнения» («Kritik der öffentlichen Meinung», 1922), «Прогресс и социальное развитие» («Fortschritt und Soziale Entwicklung», 1926), «Собственность» («Das Eigentum», 1926), «Дух Нового времени» («Geist der Neuzeit», 1935) и т. д.
В координатах зрелого Тённиса сложнее всего определить его главную книгу «Общность и общество». Ранний вариант этого сочинения (1881) Тённис в подзаголовке работы относил к «философии истории». В основной версии книги предлагается схема изменений от «изначального коммунизма» к «крупногородскому индивидуализму» и затем «государственному и интернациональному социализму», выделяются сменяющие одна другую «эра общности» и «эра общества» (Теннис. 2002. С. 378, 383–384). Такая проблематика в классификации Тённиса 1920-х гг. относится к «прикладной социологии». Первое издание (1887) в подзаголовке подчёркивает интерес к «эмпирическим культурным формам». Начиная со второго издания (1912) Тённис новым подзаголовком относит свою работу к «чистой социологии», но текст книги не перерабатывает.
Зрелый Тённис упрекает своих оппонентов, в частности Л. фон Визе, в непонимании его мысли: критикам кажется, что «общность» и «общество» описывают эмпирическую реальность, тогда как это умозрительные типы, которые нигде не обнаруживаются в чистом виде (см., например, «Моё отношение к социологии»). Текст главной книги Тённиса, в котором теория и анализ исторической динамики тесно сплетены друг с другом, напоминает, что в ранние годы он сам не проводил жёсткую границу между «чистыми формами» и их приложением к эмпирической реальности.
Место в социологии
Парадоксальное место Тённиса в социологии удачно описывает определение «часто понимаемый превратно, но всегда уважаемый отец-основатель» (Deflem. Deflem M. Tönnies, Ferdinand; 1855–1936). Значительную часть обращений к Тённису составляют случаи, когда на него «ссылаются и даже используют без ссылок, но не читают» (On sociology. 1971. P. XVII).
Характеристика Тённиса как «отца современной немецкой социологии» (Рингер. 2008. С. 198) не бесспорна, но отражает его большое влияние на немецких социологов и философов своего поколения, а затем следующего межвоенного: Х. Фрайера, М. Шелера и т. д. Для социологической теории особенно важно влияние Тённиса на взгляды М. Вебера. Разработанные Вебером концепция типов социального действия и метод идеальных типов во многом опираются на идеи Тённиса.
Закреплению Тённиса в социологическом каноне заметно помог Т. Парсонс. В книге «Структура социального действия» (Парсонс. 2002), одной из ключевых для социологии 20 в., Парсонс описывает Тённиса как одного из предшественников предложенной им волюнтаристской теории действия. В начале 1950-х гг. Парсонс разрабатывает модель типовых (стандартных) переменных действия (pattern variables), отталкиваясь от дихотомии «Gemeinschaft – Gesellschaft». Признавая вклад Тённиса в теорию, Парсонс считал его терминологию и методы недостаточно совершенными по сравнению с разработками Вебера и своими собственными.
Широкое признание Тённис получил благодаря эмпирически ориентированным американским социологам 1-й половины 20 в.: Р. Парку, Л. Вирту, П. А. Сорокину. Предложенные Тённисом понятия «Gemeinschaft» и «Gesellschaft» они связывали с интересующими их различиями «города» и «села», «семьи» и «рынка» («семейных» и «договорных» отношений по П. Сорокину), «традиционных» и «современных» обществ, «священных» и «светских» обществ по Г. П. Беккеру.
Имя Тённиса регулярно упоминается в городских исследованиях (urban studies), исследованиях сообществ (community studies), исследованиях модернизации и секуляризации. Чаще всего такие упоминания ограничиваются отсылкой к паре «общность – общество», понимаемой предельно упрощённо. Серьёзный анализ концепции Тённиса встречается у ранних авторов (Wirth. 1926), для продолжателей чаще справедлива формула «ссылаются, но не читают».
Вернуть идеи Тённиса в современную социологию, преимущественно англоязычную, помогли его ученики и младшие коллеги, покинувшие Германию из-за прихода к власти нацистов: В. Канман, Р. Хеберле, Э. Г. (Питер) Якоби. В последние десятилетия делаются попытки включить Тённиса в актуальную повестку в исследованиях глобализации, преступности, общественного мнения, в левой критике капитализма и гендерной теории (Clausen. 1991; Adair-Toteff. 2016).
Исторические исследования, посвящённые Тённису и его наследию, наиболее развиты в Германии и Австрии. Ведущую роль играют Общество Фердинанда Тённиса (Ferdinand-Tönnies-Gesellschaft) в Киле, основанное в 1956 г., и отдел по исследованию Фердинанда Тённиса (Die Ferdinand-Tönnies-Arbeitsstelle), работавший с 1982 г. при Гамбургском университете, а с 2003 г. и доныне – в Альпийско-Адриатическом университете Клагенфурта (Австрия). Готовится полное академическое собрание сочинений Тённиса (выходит с 1998 в издательстве Walter de Gruyter), издаются серия исследовательских работ «Tönnies im Gespräch» (c 1990) и журнал «Tönnies-Forum» (с 1992), проводятся регулярные «Симпозиумы по Тённису».