Томас Уильям Айзек
То́мас Уи́льям А́йзек (William Isaac Thomas) (13.8.1863, округ Расселл, штат Виргиния – 5.12.1947, Беркли, штат Калифорния), американский социолог и социальный психолог. Учился в университетах Теннесси, Берлина, Гёттингена, Чикаго. Работал в Университете Теннесси, Оберлин-колледже (Огайо), Университете Чикаго (профессор с 1910), Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк), Гарвардском университете. В разные периоды испытал влияние немецкой школы «психологии народов» (М. Лацарус, Х. Штейнталь, В. Вундт), эволюционизма Г. Спенсера, культурной антропологии Ф. Боаса, философии прагматизма и др. С середины 1890-х гг. по 1918 г. Томас – один из наиболее видных представителей Чикагской школы в социологии. В середине 20 в. идеи Томаса использовались для обоснования теоретической программы символического интеракционизма.
В ранних работах при объяснении социального поведения Томас склонялся к психологизму и биологизму, постулировал четыре базисных человеческих желания-потребности – нового опыта, признания, господства и безопасности. В дальнейшем стал в большей мере учитывать социокультурные факторы; при этом тремя центральными категориями у Томаса выступают «ценности», вменяемые индивиду культурой группы, «установки» (готовность индивида действовать в том или ином направлении) и «определение ситуации». Члены всякой группы реагируют на определённые ценности более или менее единообразно, т. к. «правила поведения, доминирующие в данной группе, навязывают каждому её члену определённые способы разрешения практических ситуаций». Человеческое поведение всегда вписано в контекст конкретной ситуации, включающей в себя: 1) наличные «объективные условия», 2) «предшествующие установки индивида или группы» и 3) определение ситуации, т. е. «более или менее ясную концепцию условий и осознание установок».
Определение ситуации основывается в значительной степени на субъективной интерпретации событий самим действующим, отсюда постулат, названный впоследствии «теоремой Томаса»: если ситуации определяются людьми как реальные, они реальны по своим последствиям (независимо от того, является ли субъективная трактовка ситуации актором объективно правильной, адекватной или нет).
В совместном труде Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (The Polish Peasant in Europe and America, Т. 1–5, 1918–1920) разработка методологии «ситуационного анализа» сочеталась с эмпирическим исследованием способов адаптации индивидов, в том числе мигрантов, к изменяющимся условиям жизни современного большого города.