#История Французской первой республики
История Французской первой республики
Тег

История Французской первой республики

История Французской первой республики
Найденo 26 статей
Шарль Раух. Портрет Луи Антуана Анри де Бурбон-Конде, герцога Энгиенского. 1836. Копия с картины Нанин Валлен ок. 1788
Представители правящих династийПредставители правящих династий
Луи Антуан де Бурбон-Конде, герцог Энгиенский
Луи́ Антуа́н де Бурбо́н-Конде́, ге́рцог Энгие́нский (1772–1804), французский принц крови, принадлежавший к младшей ветви династии Бурбонов. 10-й герцог Энгиенский, последний представитель дома Конде. С началом Французской революции 18 в. эмигрировал, вступил в армию, сформированную в Германии его дедом, принцем Луи-Жозефом де Бурбон-Конде, из роялистов-эмигрантов. В 1792 г. принимал участие в боевых действиях против революционной Франции в составе войск австро-прусской коалиции. После поражения союзников жил в Бадене (1801), в политической и военной деятельности не участвовал. Обвинён Наполеоном Бонапартом в организации заговора против Первого консула, похищен из дома (15/16 марта 1804). 20 марта 1804 г. предстал перед военным судом, обвинён в организации роялистского заговора с целью свержения правительства Французской республики, приговорён к смертной казни и в ночь на 21 марта расстрелян во рву Венсенского замка. Суд и приговор герцогу Энгиенскому имели большой резонанс в общественно-политической жизни Европы.
Музыкальный театр
«Опера-Комик» (театр в Париже)
«Опера́-Коми́к», музыкальный театр в Париже. Второй старейший (после Парижской оперы) профессиональный французский музыкальный театр; основан в 1714 г. как временный театр на ярмарке Сен-Жермен. Также известен как Зал «Фавар» (La salle Favart), или Театр «Фавар» (Théâtre Favart), – по названию здания, где он время от времени располагался. История театра «Опера-Комик» тесно связана с одноимённым музыкальным жанром, характерным для французской оперы. Среди наиболее значимых постановок: премьеры комических опер «Белая дама» (1825) Ф.-А. Буальдьё, «Фра-Дьяволо» (1830) и «Черное Домино» (1837) Д.-Ф.-Э. Обера, «Цампа, или Мраморная невеста» (1831) Л.-Ж.-Ф. Герольда, «Кармен» Ж. Бизе (1875), драматической легенды «Осуждение Фауста» (1846) Г. Берлиоза, опер «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1881); «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (1902), «Испанский час» М. Равеля (1911).
Национальный театр «Опера-Комик» в Париже
Органы власти
Революционный трибунал (во Франции)
Революцио́нный трибуна́л, чрезвычайный судебный орган во время Французской революции 18 в. Учреждён 9 марта 1793 г. монтаньярами для суда над предателями, заговорщиками и контрреволюционерами. Изначально состоял из пяти судей, общественного обвинителя и двух его заместителей, двенадцати присяжных и четырёх их заместителей, все избирались Конвентом. В начале деятельности трибунала обвиняемым полагался адвокат, но на решения Революционного трибунала нельзя было подавать апелляции. Трибунал занимался самыми известными процессами эпохи террора (судил Марию Антуанетту, жирондистов, эбертистов и дантонистов). 31 мая 1795 г. Революционный трибунал был окончательно упразднён, его полномочия переданы уголовным судам в департаментах.
Постановление Революционного трибунала о казни эбертистов. Март 1794
Термины
Бонапартизм
Бонапарти́зм, термин, употребляемый для обозначения авторитарных режимов и политического течения во Франции, отвергавших парламентскую демократию, утверждавших сильную исполнительную власть и апеллировавших (посредством проведения плебисцитов) к массам. Первый бонапартистский режим был установлен в 1799 г. в результате государственного переворота, осуществлённого Наполеоном I Бонапартом (отсюда название); второй – Луи Наполеоном (Наполеоном III) в годы Второй империи (1852–1870). Идеология бонапартизма сочетала в себе постулаты национализма, консерватизма, либерализма и социализма (сен-симонизма), имела эклектичный и демагогический характер. Социальной опорой режимов являлась консервативная масса крестьянства с активным влиянием армии и полиции. К началу 20 в. бонапартизм как идейное течение практически прекратил своё существование, растворившись в крайне правой части политического спектра Франции.
Карикатура «Судьба и праздник, или Время творит чудеса», изображающая Наполеона I, Наполеона III и наследника престола Наполеона IV. Иллюстрация из журнала: Punch. 28 august 1869
Военные деятели
Клебер Жан-Батист
Клебе́р Жан-Бати́ст (1753–1800), французский полководец, деятель Французской революции 18 в. Получил военное и архитектурное образование. С началом Французской революции 18 в. записался гренадером в Национальную гвардию (1789), офицер в батальоне добровольцев департамента Верхний Рейн (1792) в ходе войны 1-й антифранцузской коалиции. Принимал участие в Вандейских войнах, дивизионный генерал (1793). Участвовал в составе Северной армии в битве при Флёрюсе (1794), затем в боевых действиях в рядах Самбро-Маасской армии (1794–1796). Многочисленные победы принесли Клеберу большую популярность, он вошёл в число лучших генералов Республики. Участник Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта, с августа 1799 г. главнокомандующий Восточной армией. Одержал ряд побед, готовил эвакуацию армии из Египта. Убит фанатиком.
Жан-Урбен Герен. Портрет Жан-Батиста Клебера
Дипломаты, послы
Поццо ди Борго Шарль Андре
По́ццо ди Бо́рго Шарль Андре́ (1764–1842), граф Франции (1816), граф Российской империи (1826), российский и французский военный и государственный деятель, дипломат, генерал от инфантерии российской службы (1829). Депутат Национального собрания (1790–1791), Законодательного собрания (1792) Франции. Государственный советник Корсиканского королевства (1794–1796). В 1797 г. эмигрировал в Великобританию. С 1805 г. на российской службе, в 1805–1807 гг. выполнял дипломатические поручения в Австрии, Королевстве обеих Сицилий, Османской империи. В 1814 г. от имени участников 6-й антифранцузской коалиции добился согласия будущего Людовика XVIII занять французский престол. Представлял интересы России на Шатильонском конгрессе (1814). Участник Венского конгресса 1814–1815 гг. Чрезвычайный посланник и полномочный министр России в Париже (1814–1835). Чрезвычайный и полномочный посол в Лондоне (1835–1839). Пэр Франции (1818).
История
Войны, конфликты
Египетская экспедиция Наполеона Бонапарта 1798–1801
Еги́петская экспеди́ция Наполео́на Бонапа́рта 1798–1801, поход французской армии с целью завоевать Египет, превратить его во французскую колонию и подорвать господство Великобритании в Восточном Средиземноморье. В июле 1798 г. французские войска высадились в Александрии, захватили Египет, но оказались отрезанными от Франции, т. к. французский флот был разгромлен в Абукирском сражении 1798 г. После неудачного похода в Сирию (1799) и в связи с поражениями в войне со 2-й антифранцузской коалицией Наполеон Бонапарт уехал во Францию. В 1801 г. французские войска в Египте капитулировали.
Жан-Леон Жером. Бонапарт перед Сфинксом. 1886
Термины
Республиканский календарь
Республика́нский календа́рь, календарь, введённый во время Французской революции 18 в., заменил григорианский календарь. Одобрен Конвентом (1793), использовался в 1793–1806 гг. и во время Парижской коммуны 1871 г. Началом новой эпохи стал считаться день установления республики (22 сентября 1792), совпавший с днём осеннего равноденствия: равенство дня и ночи символизировало равенство граждан. По республиканскому календарю год состоял из 12 месяцев, каждый из которых делился на 30 дней, или 3 декады (каждая по 10 дней с одним выходным). К каждому республиканскому году добавлялись в конце т. н. санкюлотиды – 5 дней (в високосные годы – 6), которые имели собственные наименования и посвящались политическим событиям. Названия месяцев отражали явления природы и сельскохозяйственный цикл Франции. Каждый день республиканского года имел собственное название и был связан с животным, орудием труда, растением или минералом.
Филибер-Луи Дебюкур. Республиканский календарь III года. 1794
1
2
3