Кампра Андре
Кампра́ Андре́ (André Campra) (крещён 4.12.1660, Экс-ан-Прованс – 29.6.1744, Версаль), французский композитор.
Сын хирурга и скрипача-любителя итальянского происхождения. С 1674 г. пел в хоре церкви Спасителя в Экс-ан-Провансе. Получил теологическое образование, в 1681 г. стал священником. С 1681 г. капельмейстер церквей в Арле и Тулузе, в 1694–1700 гг. – собора Парижской Богоматери, в 1723–1742 гг. – Королевской капеллы в Версале. Дебютировал как театральный композитор в 1697 г. («Дивертисмент» в особняке герцога Сюлли). В том же году триумфальный успех ему принесло произведение в новом жанре оперы-балета «Галантная Европа» (либретто А. Удара де Ла Мота, Парижская опера); тема спектакля – поединок Любви и Распри, разворачивающийся во Франции, Италии, Испании и Османской империи, соответственно на французском, итальянском, испанском и лингва франка, при этом музыка имитирует разные национальные стили.
А. Кампра – автор 9 балетов, в их числе «Венецианский карнавал» (1699), «Музы» (1703), «Венецианские празднества» (1710; в один из актов включена небольшая опера «Орфей», на итальянском языке), «Балет возрастов» (1718); 11 музыкальных трагедий, среди которых – «Танкред» (1702) и «Идоменей» (1712; выделяются большая сцена кораблекрушения и трагический финал). Постоянным либреттистом Кампра был А. Данше (либретто «Идоменея» в дальнейшем легло в основу одноимённой оперы В. А. Моцарта).
С 1702 г. дирижёр, с 1730 г. руководитель Парижской оперы, благодаря достижениям в музыкальном театре пользовался покровительством двора. С 1722 г. капельмейстер принца де Конти (для него писал дивертисменты, для спектаклей иезуитской коллегии – интермедии). Один из крупнейших авторов духовной музыки, создал более 100 мотетов, мессу (1699), реквием (1722). В числе других сочинений – светские кантаты, песни.
Среди учеников – композиторы А. К. Детуш и М. де Ла Барр.
Его брат Жозеф Кампра (1662–1744) – музыкант оркестра Парижской оперы, автор песен, сценических дивертисментов (музыка утеряна).