Люлли Жан-Батист
Люлли́ Жан-Бати́ст (Jean-Baptiste Lully; имя при рождении Джованни Баттиста Лулли, итал. Giovanni Battista Lulli) (29.11.1632, Флоренция, Италия – 22.3.1687, Париж), французский композитор, скрипач, один из крупнейших музыкантов западноевропейского барокко.
По происхождению итальянец. Детство провёл во Флоренции, где научился играть на гитаре и скрипке. В 1646 г. был привезён в Париж шевалье де Гизом и определён пажом к Анне Марии Луизе Орлеанской, герцогине де Монпансье (племяннице Людовика XIII), желавшей изучить итальянский язык.
В первой половине 1650-х гг. Люлли перешёл на королевскую службу. Поначалу он выступал как танцор, в том числе вместе с юным Людовиком XIV, но со временем сосредоточился на музыкальной деятельности. В 1653 г. был назначен придворным «композитором инструментальной музыки» и вскоре возглавил приватный королевский ансамбль «Малые скрипки» (Les Petits Violons), который сопровождал повседневную жизнь монарха. Весной 1661 г. Люлли занял важный пост «суперинтенданта камерной музыки короля» (среди обязанностей – руководство ансамблем «Двадцать четыре скрипки короля», Vingt-Quatre Violons du Roi). До начала 1670-х гг. он сочинял главным образом музыку к балетам, наиболее интересными из которых оказались комедии-балеты, созданные в сотрудничестве с Мольером. В 1672 г. возглавил Королевскую академию музыки (ныне Парижская опера).
Люлли – основоположник французской оперной традиции, во многом определивший её характерные особенности. Совместно с поэтом и драматургом Ф. Кино создал важнейший жанр французского музыкального театра 17–18 вв. – пятиактную музыкальную трагедию на исторический или мифологический сюжет с развёрнутым аллегорическим прологом, прославляющим короля, а также многочисленными танцами. В числе сочинений Люлли в этом жанре (всего 14): «Кадм и Гермиона» (по «Метаморфозам» Овидия, 1673), «Альцеста, или Триумф Алкида» (по Еврипиду, 1674), «Атис» (по «Фастам» Овидия, 1676), «Амадис» (по Гарси Родригесу де Монтальво, 1684), «Армида» (по «Освобождённому Иерусалиму» Т. Тассо, 1686) и др. Последняя из музыкальных трагедий, «Ахилл и Поликсена» (либретто Ж. Г. Кампистрона по «Илиаде» Гомера), осталась неоконченной: в 1687 г., уже после смерти композитора, её завершил П. Коллас. Кроме того, Люлли написал традиционно причисляемые к операм пасторали «Празднества Амура и Вакха» (либретто Ф. Кино, 1672) и «Ацис и Галатея» (либретто Ж. Г. Кампистрона по «Метаморфозам» Овидия, 1686), а также музыку к более чем 40 балетам с пением, включая трагедию-балет «Психея» (1671, либретто Мольера, П. Корнеля и Ф. Кино), и к 10 комедиям-балетам, созданным совместно с Мольером («Брак поневоле», 1664; «Любовь-целительница», 1665; «Мещанин во дворянстве», 1670, и др.).
Значительное и довольно длительное влияние Люлли на французскую оперную традицию, помимо несомненных достоинств его музыки, во многом было обусловлено пожизненной королевской привилегией на постановку музыкально-театральных сочинений, выданной ему как руководителю Королевской академии музыки, а после смерти композитора – неоднократным возобновлением на сцене Парижской оперы многих его сочинений (в 18 в. обычно в сильно переработанном виде и с добавлением музыки других авторов). Дольше всех в репертуаре продержалась музыкальная трагедия «Тезей» (1675, либретто Ф. Кино), в последний раз возрождённая в 1779 г.
Духовные сочинения Люлли сравнительно немногочисленны. Среди них выделяются характерные для французской барочной традиции «большие» (motet à grand chœur) и «малые» мотеты (petit motet). 12 торжественных «больших мотетов» для двух хоров в сопровождении оркестра написаны в расчёте на исполнение в королевской капелле, в том числе особо ценимые Людовиком XIV «Miserere» (1663), «Te Deum» (1677), «De profundis» (1683; все опубликованы в 1684). Кроме того, известны 10 «малых мотетов» для трёх голосов и бассо континуо, которые, возможно, предназначались композитором для женского монастыря на улице Сент-Оноре в Париже.
Сохранился также ряд написанных Люлли инструментальных пьес, среди них – 18 небольших «трио для вечерней аудиенции короля» (Trios pour le coucher du roi) для двух скрипок и бассо континуо, а также несколько маршей для оркестра.
Важную роль в развитии европейской музыки 17–18 вв. сыграли оркестровые номера театральных произведений Люлли, прежде всего их увертюры. Композитор создал тип т. н. французской увертюры, состоящей из двух частей (каждая из них обычно проводится дважды) – торжественной начальной и более оживлённой последующей (имитационной поначалу; нередко с завершением в медленном темпе). К концу 17 в. такие увертюры распространились во многих европейских странах, став одной из важнейших разновидностей вступления к барочным операм и ораториям. В форме французской увертюры часто создавались начальные части многих инструментальных сочинений того времени (главным образом ансамблево-оркестровых и клавирных сюит), в том числе произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана и других композиторов.