Большая опера (жанр)
Больша́я о́пера (франц. grand opéra), оперный жанр, возникший во Франции в 1-й половине 19 в.
Для большой оперы характерны монументальность, историко-героические сюжеты, драматические коллизии, красочность и декоративность, эффектное использование массовых (хоровых и балетных) сцен. Личная драма героев развёртывается на фоне масштабных социально-исторических событий. Фундамент жанра заложил Г. Спонтини оперой «Весталка» (1807), значительными вехами в развитии большой оперы явились «Немая из Портичи» («Фенелла», 1828) Д.-Ф.-Э. Обера (первая большая опера на реальный исторический сюжет) и «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1829).
Романтизм, утвердившийся во французской художественной культуре 1830-х гг., нашёл выражение в больших операх Дж. Мейербера с их остросюжетной фабулой, 5-актным построением, монументальными массовыми сценами, драматургией антитез, напряжённо-драматическими ансамблями, многообразием вокальных форм (ария, куплетная песня, романс, драматический речитатив), возросшей ролью оркестра («Гугеноты», 1836). В жанре большой оперы написан также ряд произведений Ф. Галеви («Жидовка», 1835).
В 1850-х гг. большая опера постепенно утратила своё ведущее положение, уступив первенство лирической опере (возникшей как антитеза большой опере). Отдельные элементы большой оперы использовались композиторами различных творческих направлений и национальных школ (М. И. Глинка, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, Р. Вагнер, Дж. Верди).