Каннингем Мерс
Ка́ннингем Мерс, Мерсье Филип Каннингем [Mercier (Merce) Philip Cunningham] (16.4.1919, Сентрейлия, штат Вашингтон – 26.7.2009, Нью-Йорк), американский танцовщик и хореограф современного танца, один из крупнейших представителей мировой хореографии 2-й половины 20 в.
Родился в семье юриста в городке с населением 7 тыс. человек. Обучался степу и бальным танцам в танцевальной школе, которую держала соседка Мод Барретт, в прошлом цирковая и водевильная актриса. В 1936 г. поступил на юридический факультет Университета Джорджа Вашингтона, но уже в 1937 г. оставил его ради школы Корниш (ныне Колледж искусств Корниш, Cornish College of the Arts) в Сиэтле. Школа давала широкое образование, в ней обучали танцу, музыке, драматическому и изобразительному искусству. Каннингем сначала больше интересовался драмой, но вскоре увлёкся танцем. Его наставницей стала Б. Бёрд, ученица М. Грэхем; на занятиях Каннингем начал сочинять собственные композиции. С 1938 г. аккомпаниатором в танцевальном классе работал Дж. Кейдж, и именно тогда было положено начало партнёрству, продолжавшемуся более пятидесяти лет.
С 1938 г. Каннингем занимался в летней школе Миллс-колледж (Mills College) в Окленде. Там в 1939 г. его заметила М. Грэхем и пригласила в свою труппу, базировавшуюся в Нью-Йорке. В 1939–1945 гг. он был солистом её компании, где впервые вышел на сцену в роли Акробата («Каждая душа – цирк» на музыку П. Нордоффа, 1939). Участник премьер спектаклей: «Кающийся грешник» на музыку Л. Хорста (1940, роль Христа), «Письмо к миру» на музыку Х. Джонсона (1940, роль Марта), «Панч и Джуди» на музыку Р. Макбрайда (1941, роль Пегаса), «Смерти и входы» на музыку Джонсона (1943, роль Возлюбленного), «Весна в Аппалачах» на музыку А. Копленда (1944, роль Священника).
В 1944 г. Каннингем представил собственную программу из шести соло на музыку Дж. Кейджа.
В 1945 г. покинул труппу Грэхем и стал независимым хореографом.
Первая большая работа – балет «Времена года» с музыкой Кейджа, созданный по заказу Общества балета (учреждено в 1946 Дж. Баланчиным и Л. Кирстайном). Премьера состоялась в 1947 г. на сцене нью-йоркского Театра Зигфелда. В числе 8 исполнителей был и сам постановщик.
В 1953 г. Каннингем основал собственную компанию (Merce Cunningham Dance Company), которая в том же году впервые выступила в Нью-Йорке. За музыку в компании отвечал Кейдж, за художественное оформление – Р. Раушенберг. Труппу составили 5 танцовщиков, включая Каннингема и П. Тейлора. Виртуозный танцовщик, Каннингем требовал от исполнителей совершенного владения как классической техникой, так и танцем модерн. Предприняв в 1955 г. первый гастрольный тур по США, труппа не имела успеха – эксперименты Каннингема с пластикой, непривычная слуху музыка Кейджа и панно Раушенберга не вызывали энтузиазма у американской провинциальной публики, ни в одном городе артистам не удавалось задержаться больше 2 дней. В то же время в среде молодых профессионалов их слава росла. В 1959 г. Каннингем открыл в Нью-Йорке студию, которая стала центром притяжения для всех интересующихся современным танцем и для множества хореографов.
С середины 1950-х гг. Каннингем разрабатывал собственный метод сочинения спектаклей, близкий к театру абсурда и основанный на принципах сродни алеаторике. Он исключал какое-либо повествовательное начало (так, в М. Грэхем его раздражало стремление рассказывать истории в танце). Многие разработанные им приёмы и принципы к 21 в. стали базовыми для подготовки современных танцовщиков. Хореографический язык Каннингема объединял классическую хрупкость, модернистскую экспрессию и его личные изобретения, основанные на наблюдениях за животным миром, – особенно его увлекали птицы.
В театре Каннингема музыка, танец и художественное оформление независимы друг от друга. Многие постановки хореограф сочинял в тишине, задавая Кейджу лишь отмеренную секундомером продолжительность; музыка и танец соединялись уже на премьере. Порядок эпизодов, как и очерёдность движений, зачастую определялся случайно, при помощи китайской «Книги перемен» или игральных костей.
Каннингема не интересовало, насколько зрителю удобно смотреть его спектакли: он намеренно ставил важные эпизоды одновременно в разных концах сцены – зритель не мог охватить взглядом всё, что придумал хореограф, и принуждён был смириться с этим. Подобные принципы раздражали широкую американскую публику – компания почти десять лет держалась исключительно на энтузиазме участников. Среди спектаклей, поставленных в эти годы: «Септет» (1953) и «Ноктюрны» (1956) на музыку Э. Сати, «Сюита для пятерых» (1956) и «Эон» (1961) Кейджа, «Summerspace» на музыку М. Фелдмана (1958), «История» на музыку Итиянаги Тоси (1963).
Первые положительные рецензии компания Каннингема получила в 1964 г. в Лондоне. Гастроль, планировавшаяся как краткий визит, произвела сенсацию; выступления продлили на три недели. Громкий успех повлиял на восприятие творчества Каннингема в США: местная публика сразу заинтересовалась тем, что так превозносят англичане. После возвращения в Нью-Йорк у компании началась новая жизнь – она вошла в моду. К тому же бунтарский дух 1960-х гг. в целом способствовал развитию неклассического искусства.
В 1964 г. Каннингем начал работать с новой формой презентации компании: он представлял «события» (events) – собранные в один вечер выдержки из разных спектаклей, показываемые не в театральных, а в спортивных залах или художественных галереях и идущие без антракта. С этого времени в разных пространствах его компанией показано более 800 «событий».
В 1973 г. Каннингема впервые пригласила на постановку Парижская опера. В балете «День или два» с музыкой Кейджа принимали участие 26 артистов, в том числе три этуали – В. Пьолле, М. Денар и Ж. Гизерикс. Спектакли Каннингема появлялись в афише Парижской оперы в 1992 г. (мировая премьера «Enter» на музыку Д. Тюдора) и в 2017 г. (перенос созданного в 1968 в компании Каннингема спектакля «Время для прогулки» на музыку Д. Бермана).
Начиная с 1960-х гг. Каннингем работал в раз и навсегда избранном им стиле – изменения происходили лишь во взаимодействии с технологиями. В 1970 г. его заинтересовали возможности кино- и видеотехники. Пригласив к сотрудничеству режиссёров Ч. Атласа и Э. Каплана, он начал создавать работы специально на камеру. При этом камера не была только фиксатором происходящего; с помощью кинотехники Каннингем обращал внимание зрителя на важные для него детали, менял темпы, ракурсы и т. п. Монтаж и обработка плёнки дали Каннингему новые возможности выразительности. Среди кино- и видеоработ: «Уэстбет» (1975), «Голубая студия. Пять частей» (1975), «Побережье» (1983). В 1993 г. Каннингем переделал поставленный в 1991 г. спектакль «Птицы побережья» с музыкой Кейджа и сделал фильм «В объективе – птицы побережья».
Он первым начал использовать компьютерные технологии при сочинении танцев. Пакет программ Life forms, созданный для него компанией Credo Software products, позволил моделировать спектакль до начала работы с танцовщиками и использовать анимацию, включая её в сценическое действие. Впервые программа применена при создании спектакля «Двуногое» на музыку Г. Брайерса (1999).
Каннингем поставил всего более 200 спектаклей. В их числе: «Тропический лес» на музыку Тюдора (1968), «Кукушки» на музыку Тонэ Ясунао (1979), «Квартет» на музыку Тюдора (1982), «Картины» на музыку Бермана (1984; премия Лоренса Оливье, Лондон, 1985), «Поле и фигуры» на музыку И. Черепнина (1989), «Изменение адреса» на музыку В. Циммермана (1992), «CRWDSPCR» на музыку Дж. Кинга (1993), «Сигналы» Кейджа (1994), «XOVER» Кейджа (2007), «Почти девяносто» на сборную музыку (2009).
Автор статей о современном танце.
После смерти Каннингема в соответствии с его завещанием начал действовать т. н. план наследия. Merce Cunningham Dance Company совершила прощальный двухлетний тур по миру, после чего была распущена. Документы, связанные с творчеством хореографа, переданы в Нью-Йоркскую публичную библиотеку, а также выложены на сайте фонда Мерса Каннингема и стали доступны для изучения. Комплекты аудио-, фото- и видеодокументов, связанные с постановками, называются «капсулами танца».
Командор ордена Искусств и литературы (1982).
Кавалер ордена Почётного легиона (1989), офицер ордена Почётного легиона (2004).
«Золотой лев» Венецианского кинофестиваля «за жизнь в искусстве» (1995).
Императорская премия (Токио, 2005) и др.