Просвещение
Просвеще́ние, термин, используемый для обозначения эпохи в истории культуры, общественной и философской мысли стран Европы и Америки. Начало эпохи Просвещения обычно относят ко 2-й половине 17 в., в качестве верхней границы указывают начало Французской революции 18 в., хотя в некоторых странах продлевают до начала 19 в. В историографии на протяжении 19 и большей части 20 вв. Просвещение рассматривалось как идеологическая подготовка революции во Франции. К концу 20 – началу 21 вв. подобная трактовка, заметно обеднявшая значение достижений эпохи и выдвигавшая на передний план только французское Просвещение, сменилась более широким подходом. В соответствии с ним Просвещение – феномен культуры, обладающий самостоятельной ценностью вне зависимости от каких-либо последующих событий. Кроме того, Просвещение более не рассматривается лишь как комплекс идей. Обращается внимание также на произошедшие в 18 в. изменения в культуре повседневности.
Идеология Просвещения сформировалась под воздействием достижений культуры Возрождения и научной революции 17 в. (научная деятельность Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и др.), знаменовавшей важный этап в преодолении зависимости науки от религии, бурный рост точных и естественных наук (физики, математики, механики, астрономии). Развитие этих наук породило веру в безграничные способности разума к познанию, привело к широкому распространению рационалистических идей. Многие просветители значительное время посвящали занятиям естественными науками (Ж. Л. Д’Аламбер, И. В. Гёте, А. Л. де Лавуазье, Б. Франклин и др.). Рост эмпирической информации привёл к появлению обобщающих трудов по отдельным областям знания (например, «Система природы» К. Линнея) и универсальных справочных изданий («Циклопедия» Э. Чемберса, «Энциклопедия» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера, «Британская энциклопедия» и др.). Стремление преобразовать социальную действительность на рациональных началах обусловило отказ от всего, что не могло быть признано разумным, следовательно причислялось к предрассудкам и суевериям. Утверждая всемогущество разума, просветители придали новый импульс идее прогресса, который можно наблюдать не только в научной, но и в общественной сфере. Познание, способное изменить судьбу человека, стало целью, к которой должно стремиться общество. Другая общая черта мировоззрения просветителей – стремление к секуляризации общественной жизни и призыв к веротерпимости. Однако, несмотря на разочарование в религии как в единственном источнике истины, не все просветители пришли к полному её отрицанию: большинство из них призывали лишь ограничить роль религии в жизни общества и осуждали религиозный фанатизм. Традиционным религиям просветители противопоставили т. н. религию разума, которой стал деизм, мысливший Бога как безличную первопричину мира, сообщившего ему неизменные законы природы и не вмешивающегося в их действия. По их мнению, человек обладает врождённой естественной моралью, а все пороки являются результатом заблуждений и предрассудков. Следствием этого стало повышенное внимание просветителей к вопросам образования и воспитания как главному средству улучшения общества: идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребёнка, требование реального образования и др. (например, Дж. Локк, К. А. Гельвеций, Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци).
Критика просветителей была направлена и против абсолютистского государства с его системой сословных привилегий. Эпоха Просвещения стала временем окончательного формирования современных представлений о светском государстве, основанном на взаимных обязательствах между людьми (теория общественного договора, предложенная Г. Гроцием и развитая Т. Гоббсом, Локком, Руссо). Теория естественного права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновала требования демократических свобод. В этот период зародились многие черты современной политической системы: понятие гражданских прав и свобод (включая свободу совести), принцип разделения властей (Локк, Ш. Л. Монтескьё) и др. Многие просветители видели в просвещённом монархе человека, способного осуществить необходимые преобразования, направленные на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политического единства нации, что привело к формированию т. н. просвещённого абсолютизма. Другая часть просветителей отстаивала идеи народного суверенитета и демократической республики (Руссо).
В области экономики большинство просветителей придерживались принципа соревнования частных интересов, требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности (физиократы, А. Смит и др.). Для просветительских взглядов на историю наиболее характерна идея об объективных закономерностях и общих стадиях развития человечества, определяемых прогрессом, который рассматривался как поступательное развитие культуры, торговли, промышленности, техники (И. Г. Гердер, Н. Кондорсе). В. Мирабо ввёл в оборот термин «цивилизация», которым стали обозначать передовое состояние общества и культуры, а также процесс, ведущий к такому состоянию (А. Фергюсон). Просветители отрицательно относились к эпохе Средневековья, в которой видели период невежества, фанатизма, религиозных предрассудков, тирании, и преклонялись перед Античностью.
Новые идеи, появившиеся в эпоху Просвещения, быстро распространялись в обществе и оказывали большое влияние на его жизнь благодаря кардинальным изменениям, произошедшим в культуре повседневности. В первую очередь они заключались в переменах в практике чтения. На протяжении 18 в. значительно возросла грамотность населения (во Франции, например, до 47 % среди мужчин и до 27 % среди женщин), быстро росло и количество печатной продукции, бо́льшую часть которой занимала светская и художественная литература. Изменился формат книг – их можно было читать не только за столом, но и во время прогулки, в дороге и т. д. К чтению приобщились новые социальные слои – ремесленники, слуги, крестьяне. Во 2-й половине 18 в. широко распространились общественные читальни, где можно было получить газеты и журналы, подписка на которые стоила дорого, воспользоваться справочниками, словарями, альманахами, познакомиться со злободневными новинками. Появилась возможность брать книги на время на дом. Кардинально изменился качественный состав печатной продукции – резко возросла доля периодики. Если в первое десятилетие 18 в. выходило 40 французских и 64 немецких периодических изданий, то в 1770-х гг. соответственно 188 и 718, в следующее десятилетие 1225 и 2277.
Развитие книгопечатания и периодики стало залогом широкого распространения идей, благодаря чему сложилась новая социальная реальность – общественное мнение, т. е. коллективные суждения, формирующиеся вне сферы, подконтрольной правительству, и оказывающие влияние на процесс принятия политических решений. Новые идеи стали предметом дискуссии. Появлялось большое количество мест, где люди могли обмениваться мнениями о различных аспектах общественной и духовной жизни, – академии, читательские клубы, интеллектуальные кружки, литературные салоны, кафе и т. д. Наиболее распространённой формой интеллектуальных сообществ были масонские ложи. Члены этих сообществ поддерживали постоянные контакты между собой, вели регулярную переписку с членами аналогичных объединений в других городах и странах, что позволяло новым идеям более активно распространяться в странах Европы и Америки.
Значительные изменения претерпела и система образования. Совершенствовались учебные заведения – коллегии, пансионы. Во 2-й половине 18 в. началось формирование государственной системы народных школ, причём прежде всего в многонациональных государствах (Пруссия, империя Габсбургов, Россия). Аристократия предпочитала давать своим детям домашнее образование, для представителей обедневшей знати создавались специальные, чаще всего военные, учебные заведения.
Различия социально-экономических условий и национальных традиций обусловили специфику Просвещения в разных странах.
Просвещение в Англии и Шотландии
Влияние на Просвещение в Англии и Шотландии оказали изменения в области социально-экономического развития, революции 17 в. и социокультурные сдвиги 17–18 вв. Большое значение имело раннее развитие парламентаризма с присущими ему правовыми способами политической борьбы и разрешения общественных противоречий, а также относительно высокий уровень культурного и политического просвещения широких слоёв населения. На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоотношения с религией и Церковью. Видные деятели Просвещения придерживались догматов христианства, чему способствовала позиция Англиканской церкви, не противопоставлявшей себя Просвещению и отвечавшей его стремлению к веротерпимости, что позволяло сохранять известное равновесие между традиционными ценностями, хранителем которых выступала Церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Английские просветители редко критиковали Церковь и христианство, исключением являлся Дж. Толанд.
Политическую программу английского Просвещения сформулировал в основных чертах Дж. Локк. «Славная революция» и принятый в 1689 г. Билль о правах в значительной степени решили проблему эмансипации общества от государства, поэтому английские просветители, дав теоретическое обоснование произошедшим изменениям, в дальнейшем не уделяли большого внимания политике, а сосредоточились на проблемах веротерпимости и светской этики. Нацеленность английского Просвещения на практические дела отразила его этика, стремившаяся согласовать христианские установки с индивидуализмом. Провозглашая высшей целью счастье человека и выступая в защиту индивидуальных прав, свобод и частного интереса, английские просветители нередко приходили к моральному оправданию эгоизма. Такую этику разумного эгоизма представляли Б. Мандевиль и И. Бентам. В условиях быстрого технического прогресса и возраставшего экономического могущества Англии Просвещению в начале 18 в. был свойствен социальный оптимизм. Большой популярностью пользовалось учение о всеобщей гармонии (Э. Э.-К. Шефтсбери и др.). Просветители прославляли экономическое процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Д. Дефо первым представил современного ему буржуа как «естественного человека». Однако подобный оптимизм разделяли не все просветители. Согласно Дж. Свифту («Путешествие Гулливера»), в реальном обществе не существует ни гармонии, ни добродетели. Борьба двух противоположных тенденций пронизывает романы Г. Филдинга: идеализированный «естественный человек» с его добродетелями одерживает верх над силами эгоизма и своекорыстия. В романах Т. Смоллетта не доброта, а эгоизм, беспринципность, жадность выступают как главные свойства человеческой природы. Вместе с тем просветители пытались выработать способы социализации эгоизма. Их усилиями была создана работающая модель рационального типа жизненно-практических отношений между людьми, согласно которой одним из важнейших этических качеств человека считалась его способность к общению, взаимодействию с другими людьми (членство в клубах, масонских ложах, политических собраниях и т. д.).
Шотландские просветители, сознавая невозможность добиться возвращения независимости после заключения унии с Англией в 1707 г., призывали сосредоточиться на развитии экономики и культуры своей страны. Э. Флетчер, Д. Юм, А. Смит и другие мыслители более широко толковали условия реализации нравственной свободы и гражданской доблести, доказывая, что этого можно достигнуть участием в хозяйственной и общественной деятельности, интеллектуальных занятиях ради будущего процветания родины.
Просвещение во Франции
Просвещение во Франции испытало сильное влияние картезианства, английский философии 17 в. и творчества французских моралистов 17 в. (Ж. де Лабрюйер, Ф. де Ларошфуко и др.). В то же время возникновение новых идей было вызвано запросами аристократического общества, ощутившего большую свободу после смерти Людовика XIV. Просветители заимствовали у него салонную форму общения. Некоторые из них сами устраивали салоны (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах), других – незнатного происхождения (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) – радушно принимали в домах аристократов. Французские просветители, в отличие от английских, были склонны к отвлечённому теоретизированию. Их в большей степени привлекали теоретическая смелость, оригинальная форма выражения идеи, нежели возможность воплощения этой идеи на практике. Стремление к более неформальному общению с единомышленниками породило новый вид объединения – кружки по интересам (философские, научные, литературные; например, кружок энциклопедистов, в который входили Дидро, Гольбах, Гельвеций, М. Ж. Кондорсе и др., участвовавшие в создании «Энциклопедии»). Находясь в оппозиции, большая часть французских просветителей была лишена возможности испытать себя практическими делами. Их отличала склонность к идеализации минувших эпох, особенно республиканского строя античности (Руссо). Единственной группой просветителей, которые смогли применить на практике свои идеи, стали физиократы (Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго). К этой группе экономистов прислушивались правительственные круги, в 1774 г. Тюрго был назначен генеральным контролёром финансов.
Значительное влияние на французское Просвещение оказал его конфликт с галликанской Церковью, не допускавшей компромисса в отношении церковных догм и осуществлявшей жёсткую цензуру. Осуждая суеверия и критикуя Церковь, многие просветители (Ш. Л. Монтескьё, Вольтер) не ставили под сомнение христианскую религию в целом, видя в ней «узду, необходимую для народа». Руссо призывал очистить христианство от суеверий и обрядовой стороны. В то же время существовало течение, которое отвергало религию, проповедовало материализм (Гельвеций, Гольбах, Дидро) и отрицало существование Бога.
Во 2-й половине 18 в. во французском Просвещении произошла дифференциация. Несмотря на неизменность основных ценностей, часть просветителей, разочаровавшись в спекулятивной философии, обратилась к актуальным проблемам социального и экономического развития (Тюрго, Ж. Неккер, А. Лавуазье). Другие (в частности, Руссо), отойдя от рационалистического метода познания и провозглашая целью очищение нравов, обратились к сенсуализму и созданию проектов идеального общественного строя. Согласно Руссо, последствия прогресса противоречивы – по мере развития цивилизации усугубляется неравенство. Руссо принадлежит разработка теории о народном суверенитете, согласно которой народ обладает высшей властью и имеет право смещать любых должностных лиц. Социальный и политический идеал Руссо имел ярко выраженные черты утопии, свойственной философии французского Просвещения. Отход от христианской традиции и утверждение культа человеческого разума способствовали возникновению различных проектов идеального общественного строя (Г. Б. де Мабли, Ж. Мелье и др.).
Представители т. н. высокого Просвещения (Вольтер, Дидро и др.), интегрированные в общество «старого порядка», не призывали к ниспровержению существующего строя. Однако к концу 18 в. появилось новое поколение – представители т. н. низкого Просвещения (Ж. П. Бриссо, Ж. П. Марат и др.), желавшие также подняться по социальной лестнице благодаря литературному таланту, но не сумевшие этого сделать по ряду причин (неразвитость книжного рынка, отсутствие покровителей и т. д.). В этой среде идеи «высокого Просвещения» принимали упрощённый вид, доступный для массового восприятия. В преддверии революции во французском Просвещении распространилась идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни и т. д., что вместе с идеей Руссо о народе-суверене было впоследствии использовано для обоснования якобинского террора.
Просвещение в Италии
Особенностью Просвещения в Италии стал отказ от теоретизирования и нацеленность на решение конкретных задач, главным образом в сфере экономики и юриспруденции. Особый интерес итальянских просветителей вызывали вопросы экономики, рационального ведения хозяйства, финансовой политики государства. В Неаполе была учреждена первая в мире кафедра политической экономии – её возглавил А. Дженовези. Большое влияние на просветительскую мысль Европы и Северной Америки оказала книга Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», отрицавшая смертную казнь и требовавшая пропорциональности наказания преступлению.
Просвещение в Германии
Специфику Просвещения в Германии определили политическая раздробленность, княжеский абсолютизм, принявший характер тирании, а также слабое экономическое развитие германских земель. Одной из особенностей германского Просвещения стало то, что часто инициатива обсуждения новых идей исходила от правителя (например, в Пруссии во время правления Фридриха II Великого, в Австрии во времена Марии Терезии и Иосифа II). В связи с этим его отличало особое внимание к проблемам культуры, науки, философии, а не к практическим вопросам политики и экономики. Немецкие просветители не отрицали социальную роль Церкви и охотно сотрудничали со светскими властями в проведении политики реформ. Это объяснялось во многом социальным статусом носителей новых идей, каковыми были в основном дворяне, чиновничество и другие социальные группы, тесно связанные с государством и зависимые от него. Государственная служба для них являлась основным каналом повышения социального статуса, источником дохода, для её получения было необходимо соответствующее образование и воспитание. Кроме личных мотивов, просветителей связывали с государством религиозная и философская традиции. Идеи естественного права и общественного договора уживались в политических теориях немецких просветителей с апологией абсолютизма (С. фон Пуфендорф, К. Томазий, Х. фон Вольф). В их концепциях монарх выступал единственным толкователем и проводником естественного права, защитником блага подданных, гарантом мира и справедливости в государстве. Вместе с тем с конца 1750-х гг. усилилась критика политического строя (например, Г. Э. Лессинг с его обличением феодальной тирании и религиозной нетерпимости). Одной из главных фигур немецкого Просвещения стал И. Г. Гердер, утверждавший единство исторического процесса и отстаивавший принцип естественной эволюции.
С ростом во Франции с 1780-х гг. антиклерикального и политического радикализма в Германии стала усиливаться критика просветительского рационализма и универсализма, что свидетельствовало о кризисе немецкого Просвещения. В этих условиях сформировались революционно-демократическая идеология (немецкие «якобинцы» – Г. Форстер, В. Л. Векрлин, А. Ребман) и т. н. веймарский классицизм Гёте и Ф. Шиллера (веймарского периода их жизни), устремивших свои поиски в сторону гуманистической морали, эстетического воспитания как средства разрешения противоречий культуры и истории. В немецкой просветительской мысли впервые был поставлен вопрос о самой сути Просвещения. С выступления М. Мендельсона «Что такое Просвещение» в 1784 г. началась дискуссия, в которой приняли участие Гердер, И. Кант и др. Согласно Канту, Просвещение заключалось в раскрепощении людей путём получения знания, способности мыслить, не подчиняясь авторитету духовных или светских властей.
Просвещение в других государствах Европы
В Испании Просвещение носило по преимуществу умеренный характер (П. Р. де Кампоманес, Г. М. де Ховельянос), что в большей степени способствовало формированию испанского варианта просвещённого абсолютизма.
У народов Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы на идеологию Просвещения большое влияние оказывала борьба за национальное освобождение. Для неё был характерен синтез национально-патриотических традиций с идеями, заимствованными у западноевропейских просветителей. Наиболее яркое проявление Просвещения в этом регионе находило в филологии (защита национального языка) и в исторической науке (разработка национальной истории, идея исторической общности славян – у славянских народов). В Польше Просвещение во 2-й половине 18 – начале 19 вв. было тесно связано с национально-освободительным движением. Во главе польского Просвещения стояли находившиеся под влиянием французских просветителей Г. Коллонтай, С. Сташиц – антиклерикалы, материалисты, противники сословного строя и крепостного права, проповедовавшие идеи т. н. польского якобинства, отстаивавшие принципы равноправия наций, неприкосновенности национального суверенитета, естественного права и общественного договора. Главной фигурой южнославянского Просвещения являлся сербский философ-рационалист Д. Обрадович, испытавший влияние идей английского Просвещения. Большое значение имело творчество и деятельность словенского поэта-просветителя В. Водника, создателя первой словенской газеты, хорватского писателя-просветителя М. А. Рельковича и др. В Венгрии развитие просветительских идей связано с именами философа-материалиста, писателя, родоначальника венгерского Просвещения Д. Бешшеньси, поэта В. Чоконаи-Витеза. Крупными представителями чешского Просвещения являлись Г. Добнер, историк Ф. М. Пельцль, а также другие представители «Будителей». В Болгарии Просвещение, развивавшееся в 19 в., связано с деятельностью И. Селиминского, находившегося под влиянием французских и немецких просветителей.
Просвещение в Северной и Южной Америке
С середины 18 в. новые идеи стали распространяться в Северной Америке (североамериканских колониях Великобритании). Американских просветителей (Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн) интересовали в первую очередь проблемы политики, что было обусловлено борьбой за независимость и нашло отражение в обосновании права народа на расторжение общественного договора с правителем-тираном.
В конце 18 – начале 19 вв. идеи Просвещения широко распространились в Латинской Америке. Х. Б. Диас де Гамарра (Новая Испания) отстаивал притязания разума на объяснение явлений мира. С. Родригес (Венесуэла) горячо пропагандировал концепции Ж.-Ж. Руссо. Школу энциклопедистов прошёл А. Бельо. Воспитанные на идеях Просвещения С. Боливар, А. Нариньо и др. возглавили Войну за независимость в Латинской Америке.
Просвещение в Российской империи
В России, как и в Западной Европе, Просвещение представляло собой процесс духовной и интеллектуальной трансформации. Наличие родственных черт в российском и западноевропейском Просвещении обусловило совпадение основных идей Просвещения в России и на Западе, сходство его проявлений в философии, искусстве, литературе и других формах духовной жизни.
Расцвет раннего русского Просвещения относится к 1760–1780-м гг., когда появились произведения М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, философа и переводчика Я. П. Козельского («Философические предложения», 1768; современное издание – 2009), С. Е. Десницкого, переводы сочинений Вольтера, публиковавшиеся И. Г. Рахманиновым (1780-е гг.), и др. Первые русские просветители возлагали надежды на «просвещённого монарха», справедливые законы, основанные на естественном праве, смягчение нравов в результате распространения образования и правильного воспитания; выступали за пробуждение национального самосознания и достоинства личности, за патриотизм, равно чуждый и национальной спеси, и «чужебесию». Осуждались помещичье «жестокосердие», невежество, грубость нравов как результат растлевающего влияния крепостнических отношений. Идеал русского просветителя – гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам дворянин, такой как персонажи комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Стародум и Правдин. Просветители уделяли особое внимание организации воспитания юношества и сбору для этого материальных пожертвований, основали Учительскую (Педагогическую) (1779–1786) и Переводческую (Филологическую) (1782–1786) семинарии, Собрание университетских питомцев (1781–1789) и «Дружеское учёное общество» (1782–1786) при Московском университете; на ниве просвещения особенно выделялся И. Г. Шварц.
Большинство русских просветителей входили в тайные масонские ложи, часть из них проявляла политическую активность. Это насторожило императрицу Екатерину II, состоявшую в переписке со многими европейскими просветителями и прослывшую среди них «мудрецом на троне». В конце 1770-х гг. она удалила ряд видных масонов-просветителей из столицы в Москву, а в 1782 г. утвердила Устав благочиния, запрещавший деятельность в России любых тайных обществ. Цензурным запретам и искажениям подверглась диссертация Д. С. Аничкова о происхождении религии [«Разсуждение из натуральной богословии о начале и произшествии натуральнаго богопочитания» (1769)], Н. И. Новиков был заключён в Шлиссельбургскую крепость. А. Н. Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), фактически явившийся родоначальником революционного направления в русском Просвещении, выслан в Сибирь. Наследие европейских и русских просветителей оказало огромное влияние на формирование мировоззрения декабристов.
Завершение эпохи Просвещения часто связывается с Французской революцией 18 в., поскольку идеи просветителей, способствовавшие оправданию якобинского террора, стали восприниматься с настороженностью. Однако предпринимавшиеся после разгрома наполеоновской Франции попытки реставрации старых порядков не смогли перечеркнуть важнейшие завоевания Просвещения, связанные с рационализацией и секуляризацией мысли, бурным развитием естественных и общественных наук, изменениями в духовной культуре и повседневной жизни. Взгляды просветителей легли в основу идеологии либерализма, использовались для обоснования Июльской революции 1830 г. и Бельгийской революции 1830 г., оказали влияние на политику многих европейских государей в 1-й половине 19 в.