Бурмейстер Владимир Павлович
Бурме́йстер Влади́мир Па́влович [2(15).7.1904, имение Подберезье в Витебской губернии, ныне в Витебской области, Белоруссия – 5.3.1971, Москва], российский артист балета, хореограф, заслуженный деятель искусств РСФСР (1954), заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1957), народный артист СССР (1970).
Отец – штабс-капитан Павел Владимирович Бурмейстер, мать – Наталья Андреевна Чайковская, дочь Андрея Петровича Чайковского (двоюродного брата П. И. Чайковского).
С 1920 г. занимался в драматической студии имени М. Ю. Лермонтова в Москве. В 1924–1928 гг. (по другим сведениям, в 1925–1929) учился на государственных курсах хореографии при РОНО Краснопресненского района (бывшее хореографическое отделение Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского). Выступал на эстраде с концертными номерами, многие из которых поставил для него К. Я. Голейзовский.
В 1927–1930 гг. участвовал в спектаклях студии «Драмбалет» под руководством Н. С. Греминой. С 1930 г. в Московском художественном балете под руководством В. В. Кригер, который позднее вошёл в состав Театра имени Вл. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Среди партий: Людовик XVI («Карманьола» В. А. Фемелиди), Ли Шан-фу («Красный мак» Р. М. Глиэра), Никез («Соперницы» на музыку П. Гертеля), Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Алеко («Цыганы» С. Н. Василенко).
Здесь же дебютировал как балетмейстер постановкой балета «Корсар» А. Адана (1932). Поставил танцы в опереттах Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» (1938) и «Перикола» (1940; обе – режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко), а также балет «Ночь перед рождеством» Асафьева (1938, совместно с Ф. В. Лопуховым, режиссёр П. А. Марков; исполнил партию Кума). В 1941–1960 и 1963–1971 гг. главный балетмейстер театра. Темперамент и изобретательность Бурмейстера-хореографа проявились в постановках балетов «Лола» Василенко (1943, режиссёр И. М. Туманов), «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1944; за оба балета в 1946 вручена Сталинская премия 2-й степени), «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа (1948, совместно с И. В. Куриловым), «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко (1957).
Бурмейстер создавал действенные и динамичные спектакли, мастерски соединяя классический танец с народно-характерным. Оригинальные версии классических балетов: «Эсмеральда» на музыку Ч. Пуньи, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко (1950), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1953; 2-й акт возобновлён П. А. Гусевым по Л. И. Иванову).
Среди других постановок: «Штраусиана» на музыку И. Штрауса (1941), «Виндзорские проказницы» В. А. Оранского (1942, совместно с Куриловым), «Карнавал» на музыку Р. Шумана (1946, 1964), «Охридская легенда» С. Христича (1958; совместно с А. В. Чичинадзе и Н. Г. Гришиной), «Красные дьяволята» на музыку И. О. Дунаевского и В. Н. Кнушевицкого (1967), «Белеет парус одинокий» Ю. М. Александрова, «Апассионата» на музыку Л. ван Бетховена (обе – 1970). Постановщик танцев в опере «Кармен» Ж. Бизе (1969, режиссёр В. Фельзенштейн).
После успешных гастролей Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Париже летом 1956 г. Бурмейстер получил приглашение из Парижской оперы для постановки балета Чайковского «Лебединое озеро» (премьера состоялась в 1960). Затем последовало приглашение от труппы «Лондон фестивал балле», для которой в 1961 г. был создан балет «Снегурочка» на музыку Чайковского (в 1963 перенесён на сцену Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1962 г. на сцене Парижской оперы Бурмейстер поставил балет «Sur un thème» на музыку Бизе (в 1964 перенесён на сцену Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под названием «Вариации»).
Постановщик танцев в драматических спектаклях: «Учитель танцев» Лопе де Веги (Центральный театр Красной Армии, 1946), «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса ( Малый театр, 1952), «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Мадам Бовари» по Г. Флоберу, «Бабьи сплетни» К. Гольдони (все – 1963, Малый театр) и др. Поставил танцевальные сцены в киноэпопее «Война и мир» С. Ф. Бондарчука.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1947).