Дягилев Сергей Павлович
Дя́гилев Серге́й Па́влович [19(31).3.1872, Селищенские казармы, село Грузино Новгородской губернии, ныне Новгородской области – 19.8.1929, Венеция], российский театральный и художественный деятель, критик.
Дворянин. Отец, Павел Павлович Дягилев (1848–1914), – кадровый военный. Мать, Евгения Николаевна (урождённая Евреинова), скончалась при его родах. Мачеха, Елена Валериановна (урождённая Панаева; 1851–1919), с которой С. П. Дягилева до конца её жизни связывали тёплые душевные отношения, была дочерью Валериана Александровича Панаева (1824–1899) – основателя Панаевского театра в Санкт-Петербурге. Сестра мачехи – А. В. Панаева.
До 1890 г. С. П. Дягилев жил преимущественно в Перми (окончил здесь гимназию), затем в Санкт-Петербурге, где окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1896), был вольнослушателем Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции Н. А. Соколова и классу сольного пения А. Котоньи. Сблизившись с кружком петербургских художников и художественных критиков (его двоюродный брат Д. В. Философов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов и др.), увлёкся историей искусства, особенно живописи и театра. С 1890 г. неоднократно путешествовал по Европе.
В 1899–1901 гг. чиновник особых поручений в Дирекции Императорских театров в Санкт-Петербурге (сотрудничал с князем С. М. Волконским), в 1898–1901 гг. редактор «Ежегодника Императорских театров». В результате конфликта с дирекцией (Дягилев считал необходимым реформировать оперно-балетные спектакли, ориентируясь на постановки МХТ) был уволен без права поступления на государственную службу.
С. П. Дягилев – один из основателей объединения «Мир искусства» (1898) и одноимённого журнала (также редактор и издатель, 1898–1904). Он был инициатором и устроителем ряда петербургских выставок русского и зарубежного искусства, в основу которых положен строгий концептуальный отбор экспонатов и высокий художественный уровень экспозиции: скандинавских художников, немецких и английских акварелистов (обе – 1897), русских и финляндских художников (1898), объединения «Мир искусства» (1900–1903, 1906). Грандиозная Историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце (1905), экспонаты которой Дягилев отбирал во многих имениях и частных собраниях России, представила уникальную панораму русского портрета 18 – начала 20 вв.
С 1906 г. вся деятельность С. П. Дягилева была направлена на пропаганду русского искусства за рубежом, главным образом в Западной Европе. По его инициативе была устроена Русская художественная выставка в рамках Осеннего салона в Париже (1906), на ней впервые европейскому зрителю были показаны древнерусские иконы, творчество русских художников с 18 до начала 20 вв. (В. А. Серов, М. А. Врубель и другие). В 1907 г. Дягилев организовал Русские исторические концерты в Париже, в которых исполнялась музыка от М. И. Глинки до А. Н. Скрябина. Успех этих концертов, участие в них крупнейших музыкантов своего времени (дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. К. Глазунов, А. Никиш, Н. А. Римский-Корсаков, пианист И. Гофман, пианист и дирижёр С. В. Рахманинов, певцы Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Литвин, Е. И. Збруева и др.) побудили Дягилева организовать в 1908 г. Русские сезоны за границей, которые стали триумфом русского музыкально-театрального искусства. В их программах были показаны новые русские балеты (в хореографии М. М. Фокина) и ряд русских опер (С. П. Дягилев часто выступал в качестве режиссёра).
В 1911–1929 гг. С. П. Дягилев был художественным руководителем труппы Русский балет Дягилева. (Наряду с балетами в эти годы у Дягилева ставились и оперы.) Благодаря своему организаторскому таланту, безошибочному художественному вкусу, обострённому чувству новизны в искусстве он сумел привлечь к работе в своей антрепризе многих выдающихся артистов (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, О. А. Спесивцева и др.), композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, К. Дебюсси, М. Равель, Э. Сати, М. де Фалья, Ф. Пуленк и др.), хореографов (Фокин, Нижинский, Б. Ф. Нижинская, Б. Г. Романов, Л. Ф. Мясин, С. Лифарь, Дж. Баланчин), дирижёров (Э. А. Купер, Г. Пьерне, П. Монтё, Э. Ансерме, Р. Дезормьер). В оформлении спектаклей принимали участие художники «Мира искусства», а также Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс, Ж. Руо, Ж. Брак и др. (ряд крупных мастеров впервые обратились к сценографии под влиянием Дягилева). Личный авторитет Дягилева способствовал привлечению средств многих меценатов – как в России (например, великий князь Владимир Александрович, княгиня М. К. Тенишева), так и в Европе. Спектакли дягилевской антрепризы, в основу которых был положен синтез современной музыки, хореографии и декорационного искусства, во многом способствовали утверждению авангарда в области музыки, хореографии и сценографии, оказали большое воздействие на искусство 20 в.; они утвердили престиж русского балета и одновременно содействовали возрождению балетного искусства во всём мире.
В 1896–1906 гг. выступал как художественный критик (свыше 100 публикаций); автор монографии о Д. Г. Левицком (1902). В последние годы жизни обратился к собиранию книг (около 2 тыс. редких русских изданий) и автографов (в том числе Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова), намереваясь создать в России книгохранилище с рукописным отделом.
Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции.
В 1966 г. его именем названа площадь в Париже (примыкающая к зданию Парижской оперы). В 1990 г. в Санкт-Петербурге открыт Центр международного искусства имени С. Дягилева. В Перми функционирует благотворительный фонд «Дом Дягилева», работает мемориальный музей (1990) и международный Дягилевский фестиваль (с 2003); в 1987–2016 гг. проводился международный семинар «Дягилевские чтения».