Вебер Карл Мария фон
Ве́бер Карл Мари́я фон (Carl Maria von Weber) (18 или 19.11.1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн – 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный критик.
В детские и юношеские годы странствовал с театральной труппой отца – капельмейстера и антрепренёра. Систематического музыкального образования не получил, занимался у многих педагогов, в том числе у И. М. Гайдна, Г. Й. Фоглера. Рано начал сочинять: в 14 лет написал оперу «Немая лесная девушка», которая была поставлена в ряде европейских театров. Работал как пианист и дирижёр в Бреславле (ныне Вроцлав; 1804–1806), Карлсруэ (1806–1807), Штутгарте (1807–1810), затем в Мангейме, Дармштадте, Франкфурте, Мюнхене, Берлине. В 1813–1816 гг. возглавлял оперный театр в Праге, пропагандировал немецкую оперу. Годы творческого становления К. М. фон Вебера совпали с периодом подъёма национального самосознания в Германии. Героико-патриотические идеи выражены в сборнике хоров «Лира и меч» (на слова К. Т. Кёрнера, 1814), кантате «Борьба и победа» (на слова И. Г. Вольбрюка, 1815).
С 1817 г. К. М. фон Вебер был руководителем и дирижёром оперного театра в Дрездене. Ведя борьбу против господства итальянской оперы, он организовал немецкую труппу и осуществил постановку опер В. А. Моцарта, «Фиделио» Л. ван Бетховена, а также ряда французских опер. В дрезденский период Вебер создал свои лучшие произведения: музыку к пьесе «Прециоза» П. А. Вольфа (1820), оперу «Вольный стрелок» (работал над ней в 1817–1821), Концертштюк для фортепиано с оркестром (1821), оперы «Эврианта» (1822–1823) и «Оберон» (1826).
К. М. фон Вебер – один из основоположников музыкального романтизма, создатель немецкого романтического музыкального театра. «Вольный стрелок» (либретто Ф. Кинда по одноимённой новелле И. А. Апеля; постановка 1821, Берлин) – произведение наиболее новаторское и цельное по драматургическому замыслу. Сюжет основан на типично романтических мотивах: искупление злодеяния жертвенной любовью, вмешательство в интригу инфернальных сил и др. Избрав традиционный немецкий жанр зингшпиля, Вебер стремился преодолеть характерную для него разорванность драматургии чисто музыкальными средствами: драматургия тембров, использование лейтмотивов, тяготение всего музыкального материала к двум контрастным интонационным сферам – условно бытовой (элементы немецкого и чешского фольклора, бытовые жанры) и фантастической (использование диссонансов, необычных для того времени модуляций). В «Эврианте» (либретто Х. Шези по французской легенде 13 в.; постановка 1823, Вена) Вебер стремился к воплощению национально-героической идеи средствами т. н. большой оперы. Эффекту сквозного развития способствуют симфонизация музыкального материала, особая пластичность речитатива, преобладание развёрнутых форм – ансамблей, дуэтов, хоров. Здесь более последовательно проведён лейтмотивный принцип, предвосхищающий достижения Р. Вагнера.
Последняя опера К. М. фон Вебера – «Оберон» (либретто Дж. Р. Планше по поэме К. М. Виланда, постановка 1826, Лондон) – возвращение к жанру зингшпиля. Здесь композитор открыл новую сферу сказочно-фантастической образности, одновременно отдавая дань романтической любви к экзотике (в ряде ориентально окрашенных комедийных сцен использованы подлинные турецкие и арабские мелодии). Среди других опер Вебера наибольшей известностью пользуются комические «Абу Гасан» (постановка 1811, Мюнхен) и «Три Пинто» (создание 1820–1821, завершена Г. Малером, постановка 1888, Лейпциг).
Наследие К. М. фон Вебера включает также музыку для драматического театра, мессы, кантаты, хоры и песни, большое количество инструментальных произведений. Будучи блестящим пианистом-виртуозом, Вебер в своих фортепианных сонатах, полонезах, вариациях утвердил эффектный концертный стиль. Его наиболее выдающиеся произведения отличаются и оригинальностью формы; например, «Приглашение к танцу» (1819) – программная фортепианная пьеса, раскрывающая разнообразные выразительные возможности жанра вальса. Красочный, рассчитанный на непосредственное эмоциональное воздействие стиль отличает и произведения для кларнета, фагота, валторны, гитары и других инструментов.
Подобно многим композиторам-романтикам, К. М. фон Вебер обладал незаурядным литературным талантом. Его меткие критические статьи и рецензии на события музыкальной жизни Германии, а также фрагменты неоконченного романа «Жизнь музыканта» представляют значительный исторический и художественный интерес.