Байройтский фестиваль
Байро́йтский фестива́ль (Байрёйтский фестиваль; нем. Bayreuther Festspiele), оперный фестиваль в Германии.
Первый в истории и один из самых знаменитых оперных фестивалей (начало положено в 1876). Организован для исполнения опер Р. Вагнера в Фестивальном театре, специально построенном при финансовой поддержке короля Баварии Людовика II.
Здание Фестивального театра и прилегающая территория
Фестивальный театр (Фестшпильхаус, ныне Рихард-Вагнер-Фестшпильхаус, Байройтер-Фестшпильхаус) выстроен в 1872–1875 гг. на т. н. Зелёном холме (ныне официально Фестивальный холм, Фестшпильхюгель) в северном предместье Байройта. Новаторское архитектурное решение здания основано на идеях Р. Вагнера, а также на нереализованном проекте Г. Земпера для Мюнхенского фестивального театра (1865), тоже задуманного для исполнения опер этого композитора. Архитектором байройтского театра выступил О. Брюквальд, сценическую машинерию создал театральный инженер К. Брандт. В связи с финансовыми проблемами при строительстве широко использовалось дерево, в том числе в виде фахверка (в ходе реконструкции 1961–1973 деревянные и фахверковые конструкции во многом заменены на сталь и бетон). Фасады облицованы кирпичом с деталями из песчаника в русле неоренессанса. В 1882 г., ко второму Байройтскому фестивалю, по центру главного, обращённого к городу дугообразного фасада возвели прямоугольный «Королевский корпус» (Кёнигсбау) – оформленный снаружи ордерной композицией вестибюль с лестницей.
В зале ради оптимального обзора со всех зрительских мест (более 1900), а также в подражание античным образцам ряды кресел расположены по схеме амфитеатра, более демократичной, чем традиционная для времени Вагнера система с ярусами галерей и партером. Декор зала также отсылает к античности: использованы колонны коринфского ордера, а иллюзионистическая роспись плафона имитирует тканевый навес и голубое небо над древним театром.
Оркестровая яма значительно заглублена, чтобы музыканты не были видны зрителю; Вагнер называл получившиеся в результате пустое пространство между просцениумом (игровым помостом) и зрительскими рядами «"мистической бездной", т. к. она должна отделить реальность от идеальности» (Wagner. 1873. S. 401). Здание фестивального театра расширялось в 1925 и 1931 гг. и неоднократно реставрировалось. Рядом возведены репетиционные студии, декорационные мастерские и т. д.
Пространство вокруг театра превращено в Фестивальный парк (Фестшпильпарк; преимущественно 1929–1930), где установлены бронзовые бюсты Ф. Листа (в 1976), жены Р. Вагнера Козимы Вагнер (в 1979) и Р. Вагнера (в 1986) авторства А. Брекера, композиция «Мечта» (1996, скульптор Мацусака Сэцудзо) и др. Улицы и площади вокруг т. н. Зелёного холма названы в честь членов семьи Вагнера, в разные годы руководивших фестивалем (Зигфрид-Вагнер-алле, Вольфганг-Вагнер-плац), его опер и их персонажей (Райнгольдштрасе, Изольдештрасе, Парсифальштрасе и т. д.).
История фестиваля
Театр открылся в августе 1876 г. премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга» в постановке автора (дирижёр Х. Рихтер). С 1882 г. Байройтский фестиваль проводится ежегодно (с перерывами в 1914–1924 и 1944–1951). После смерти Р. Вагнера фестивалем руководили К. Вагнер (1883–1906), их сын Зигфрид Вагнер (1908–1930), его жена Винифред Вагнер (1931–1944). Значительное обновление фестиваля произошло после Второй мировой войны под совместным руководством внуков композитора – Виланда и Вольфганга Вагнеров (1951–1966; после смерти брата Вольфганг Вагнер единолично руководил фестивалем до 2008). Потомки Вагнера остаются директорами фестиваля и режиссёрами многих постановок.
Участники фестиваля
Всемирную славу фестиваль получил благодаря участию крупнейших дирижёров: Ф. Мотля, Р. Штрауса, К. Мука, В. Фуртвенглера, Г. Абендрота, А. Тосканини, Х. Кнаппертсбуша, К. Бёма, В. Заваллиша и др.
Большую роль в развитии Байройтского фестиваля как одного из центров новаторской оперной режиссуры сыграл режиссёр Х. Титьен, концептуально новые постановки «Кольца нибелунга» осуществлены в 1976 г. (режиссёр П. Шеро, дирижёр П. Булез), 1983 г. (режиссёр П. Холл, дирижёр Г. Шолти), 1988 г. (режиссёр Г. Купфер, дирижёр Д. Баренбойм), 1994 г. (режиссёр А. Кирхнер, дирижёр Дж. Левайн), 2000 г. (режиссёр Ю. Флимм, дирижёр Дж. Синополи). Другие оперы Р. Вагнера ставили режиссёры А. Эвердинг, Г. Фридрих, Ж.-П. Поннель, Х. Мюллер, Ф. Арло.
Среди солистов, в разное время участвовавших в фестивале: певцы Р. Майр (с 1902), Л. Мельхиор (1924–1931), Л. Зутхаус, Й. Грайндль (оба – с 1943), В. Виндгассен (1951–1970), Джордж Лондон (1951–1964), Г. Найдлингер (1952–1975), Х. Хоттер (1952–1966; в 1968 в качестве режиссёра), Д. Фишер-Дискау (1954–1961), Ш. Конья (1958–1971), П. Шрайер (с 1966), Р. Колло (с 1969), Й. Кауфман (с 2010); певицы Лилли Леман, А. Матерна (обе – с 1876), Э. Гульбрансон (1896–1914), А. фон Мильденбург (1897–1914), К. Флагстад (с 1933), А. Варнай, М. Мёдль, Э. Шварцкопф (все – с 1951), Б. Нильсон (1953–1970), Р. Горр (с 1958), Г. Яновиц (с 1960), Г. Бамбри (1961; первая афроамериканская исполнительница), В. Майер (с 1983).