Сальери Антонио
Салье́ри Анто́нио (Antonio Salieri) (18.8.1750, Леньяго, близ Вероны – 7.5.1825, Вена), итальянский и австрийский композитор.
С 15 лет учился в Падуе и Венеции, где в 1766 г. его усыновил венский композитор Ф. Л. Гассман. Вместе с ним Сальери переехал в Вену, здесь сочинил свою первую оперу-сериа «Армида» (по Т. Тассо; 1771, «Бургтеатр»). С 1774 г. придворный «камерный композитор», затем капельмейстер итальянской оперы в Вене. В 1770–1780-е гг. оперы Сальери часто ставились в Италии, постановкой оперы «Узнанная Европа» (другой вариант перевода – «Признанная Европа»; «L’Europa riconosciuta») в 1778 г. открылся театр «Ла Скала». Последователь реформы К. В. Глюка, Сальери сочинял также оперы для Парижа: французские музыкальные трагедии «Данаиды» (1784, Парижская опера), «Тарар» (по П. Бомарше; 1787, там же) и др.
В 1788–1824 гг. императорский капельмейстер в Вене. Одновременно в 1788–1818 гг. руководил концертами Общества помощи вдовам и сиротам музыкантов, основанного Ф. Л. Гассманом. Один из основателей Венского общества друзей музыки (1813), с 1817 г. руководитель Певческой школы (с 1821 Венская консерватория). Преподавал пение, вокальную композицию, гармонию и контрапункт, среди учеников – композиторы Л. ван Бетховен, И. Н. Гуммель, Й. Вейгль, К. Черни, Ф. Шуберт, Ф. Лист, Дж. Мейербер, И. Мошелес, певицы К. Кавальери, Т. Гассман, А. Мильдер-Хауптман.
Автор свыше 40 опер разных жанров; в их числе: оперы-буффа – «Венецианская ярмарка» (1772, Вена), «Школа ревнивых» (1778, Венеция), «Пещера Трофония» (1785, Вена), «Фальстаф, или Три шутницы» (по У. Шекспиру, 1799, Вена; первая опера на этот сюжет); музыкальные драмы и героико-комические оперы – «Аксур, царь Ормуза» (либретто Л. да Понте по П. Бомарше; 1788), «Пальмира, королева Персии» (1795), «Цезарь в Фармакусе» (1800; все три – Вена); зингшпили – «Трубочист» (1781), «Негры» (1804; оба – Вена). Им написаны также ряд ораторий и кантат (наиболее известны «Страсти Иисуса Христа», 1776), множество церковных сочинений (включая Реквием, написанный в 1804 для собственного погребения), 3 симфонии, 7 инструментальных концертов и др.
В 1804 г. перестал сочинять. Последние годы жизни страдал душевным расстройством. Легенда об отравлении им В. А. Моцарта современными исследователями считается лишённой фактических оснований, на что указывает, в частности, У. Стэффорд (Stafford. 1991).