«Диалоги кармелиток»
«Диало́ги кармели́ток» (франц. «Dialogues des Carmélites»), опера Ф. Пуленка в 3 действиях, 12 картинах.
Общие сведения
Либретто на французском языке по одноимённой пьесе Ж. Бернаноса, написанной на основе новеллы «Последняя на эшафоте» («Die Letzte am Schafott») немецкой писательницы Г. фон Лефорт. Опера создавалась в 1953–1956 гг.
Впервые поставлена 26 января 1957 г. в театре «Ла Скала» на итальянском языке, под управлением дирижёра Н. Сандзоньо. Главные партии (все – женские) исполнили: В. Зеани (Бланш де ла Форс), Э. Ратти (Сестра Констанс), Л. Генчер (Мадам Лидуан), Дж. Фраццони (Мать Мария). Первое представление на языке оригинала состоялось 21 июня 1957 г. в Парижской опере под управлением дирижёра П. Дерво. Главные партии исполнили: Д. Дюваль (Бланш де ла Форс), Л. Бертон (Сестра Констанс), Р. Креспен (Мадам Лидуан), Р. Горр (Мать Мария).
Источник сюжета – история монахинь-кармелиток из г. Компьень, во время Французской революции 18 в. казнённых на гильотине (17 июля 1794). Центральное место в драматургии оперы занимает образ Бланш, которая по ходу действия эволюционирует от наивной послушницы-подростка до мученицы, осознанно идущей на смерть во имя веры.
Характеристика музыки
Религиозные чувства Пуленка проявляли себя в сочинениях разных лет начиная с «Литаний Чёрной мадонне» (1936), но особенно интенсивно – в «Диалогах кармелиток» (по словам Р. Тибодо, «величайшей духовной опере 20 в.») и в хоровом цикле «Семь респонсориев Тёмной утрени» («Sept répons des Ténèbres»; 1962). Неслучайно финальная сцена гильотинирования, написанная на текст знаменитого марианского антифона «Salve Regina» (григорианской мелодией Пуленк не воспользовался), обнаруживает интонационное родство с заключительным респонсорием «Ecce quomodo moritur justus».
Вокальный стиль оперы балансирует на грани речитатива и ариозо, одновременного пения солистов в ней нет. Для иллюстрации церковных ритуалов Пуленк заимствовал тексты католических (латинских) песнопений: это фрагмент реквиема (2-е действие, сцена 1), «Ave verum corpus» (2-е действие, сцена 4), «Ave Maria» (2-е действие, сцена 2), «Salve Regina» и 7-я строфа гимна «Veni Creator Spiritus», которую поёт Бланш, всходя на эшафот.
Сценическая история
Первое представление оперы в России состоялось в московском театре «Геликон-опера» (2004, режиссёр Д. А. Бертман). Постановка режиссёра Д. Ф. Чернякова в Баварской государственной опере (Мюнхен) в 2010 г. вызвала споры. Время действия и религиозная подоплёка были исключены из спектакля, а конец оперы изменён: согласно Чернякову, Бланш спасла монахинь и умерла в одиночестве. Наследники Ф. Пуленка и Ж. Бернаноса подали судебный иск против возобновления этой версии спектакля, считая, что изъятие сцены мученической смерти монахинь искажает смысл произведения. Несмотря на то что иск не был удовлетворён, видеозапись спектакля распространять запрещено.
Аудио- и видеозаписи
Среди лучших аудиозаписей – спектакли под управлением П. Дерво (1958), Ж.-П. Марти (1980), К. Нагано (1990). В числе видеозаписей – спектакли Рейнской оперы (дирижёр Я. Латам-Кёниг, 1999), театра «Ла Скала» (дирижёр Р. Мути, 2007), Театра Елисейских Полей (дирижёр Ж. Роре, 2014).