Лифарь Серж
Лифа́рь Серж (Serge Lifar, настоящие имя, отчество и фамилия Сергей Михайлович Лифарь) [2(15).4.1905, Киев – 15.12.1986, Лозанна; похоронен в Париже], российский и французский артист балета, хореограф, педагог, театральный деятель.
С 1921 г. учился в киевской студии Б. Ф. Нижинской. С 1923 г. жил во Франции. В 1923–1929 гг. работал в труппе Русский балет Дягилева и обучался у Э. Чеккетти. Исполнил главные партии в балетах «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского, «Блудный сын» С. С. Прокофьева (оба – в постановке Дж. Баланчина) и др.
Танцовщик классической школы, обладавший развитой техникой, драматической экспрессией и лирическим даром, Лифарь с середины 1930-х гг. ограничил свой репертуар главными партиями в собственных постановках. Как хореограф впервые выступил в 1929 г. («Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» Стравинского).
В 1930–1944, 1947–1959, 1962–1963 гг. и в 1977 г. балетмейстер, солист (до 1956) и педагог Парижской оперы. В 1944–1947 гг. руководил труппой «Нуво балле де Монте-Карло». Работал как балетмейстер в различных странах.
В 1947 г. основал в Париже Институт хореографии; с 1955 г. вёл курс истории и теории танца в Сорбонне.
Деятельность С. Лифаря имела большое значение для утверждения на французской сцене принципов русской хореографии 20 в., возрождения французского балета в 1920–1940-е гг. Под его руководством балетная труппа Парижской оперы стала одной из лучших в Европе. Поставил более 200 балетов, в т. ч.: «Икар» на ритмы Ж. Сифера и Лифаря в оркестровке А. Дорати при участии А. Онеггера (1935), «Сюита в белом» на музыку Э. Лало (1943), «Шота Руставели» Онеггера, Н. Н. Черепнина, Т. Арсани (1945), «Ромео и Джульетта» на музыку П. И. Чайковского (1949), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1958), «Пиковая дама» на музыку Чайковского (1960). Балетам Лифаря присущи изощрённая стилизация и статуарность мизансцен, порой – патетика и мелодраматизм. Его пластический язык отличала скульптурно-живописная выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету, Лифарь повысил значение мужского танца в балете.
Автор многих исторических и теоретических трудов о балете.