Гретри Андре-Эрнест-Модест
Гретри́ Андре́-Эрне́ст-Моде́ст (André-Ernest-Modeste Grétry) (8.2.1741, Льеж – 24.9.1813, Монморанси, близ Парижа), французский композитор и музыкальный писатель. Член Болонской филармонической академии (1765), член Института Франции (1795).
По происхождению валлонец. Из семьи скрипача; в детстве – солист церковного хора. В 1760–1766 гг. жил в Риме, где продолжил обучение музыке в духовной «Льежской коллегии». Как театральный композитор дебютировал в 1765 г. в римском театре «Альберти» (интермеццо «Сборщица винограда»). В 1766 г. в Женеве познакомился с Вольтером.
С творчеством А.-Э.-М. Гретри связан расцвет французской комической оперы 18 в. Успех сопутствовал его комическим операм во французском («Самнитские браки» по Ж.-Ф. Мармонтелю, «Гурон» по Вольтеру, обе – 1768, «Люсиль» на либретто Мармонтеля, 1769) и итальянском стиле («Говорящая картина», 1769, все – Париж, театр «Комеди Итальен»). Французской традиции следует сказочная опера-балет «Земира и Азор» (авторское обозначение жанра – «комедия-балет с пением и танцами», либретто Мармонтеля; 1771, Фонтенбло), где в сцене с волшебным зеркалом Гретри блестяще использовал колористические возможности духовых инструментов.
В 1773 г. состоялся дебют А.-Э.-М. Гретри в Версале (героический балет «Цефал и Прокрис» по Овидию), однако появление в Париже К. В. Глюка помешало активной деятельности Гретри в Парижской опере. Приняв сторону глюкистов в их противостоянии Н. Пиччинни, Гретри выступил в 1780 г. с «Андромахой» (по Ж. Расину), героической оперой в стиле Глюка, и вскоре осуществил собственную реформу, синтезировав черты комической оперы и балета с пением в «Каирском караване» (1783, Фонтенбло). Образцы жанра «оперы спасения» («оперы ужасов и спасения») – «Ричард Львиное Сердце» (1784, «Комеди Итальен») и «Рауль Синяя Борода» (по сказке Ш. Перро, 1789, там же). В опере «Ричард Львиное Сердце» мелодия романса трубадура Блонделя выступает в качестве сквозной темы и звучит на протяжении спектакля 9 раз, символизируя основную идею произведения – верность в дружбе. Гретри в своих «Мемуарах» (1797) специально обратил внимание на этот новаторский приём. Первая часть арии Лоретты из 1-го акта использована П. И. Чайковским в опере «Пиковая дама». В опере «Пётр Великий» (по «Истории Российской империи в царствование Петра Великого» Вольтера, 1790, там же) Гретри идеализировал образ русского царя, для создания местного колорита процитировал в увертюре «Камаринскую». Премьеры опер часто проходили при дворе (Фонтенбло, Версаль), композитору покровительствовала Мария Антуанетта.
В наследии А.-Э.-М. Гретри около 60 опер разных жанров, а также симфония, концерт для флейты или скрипки с оркестром, инструментальные ансамбли, песни и романсы. В «Мемуарах» Гретри, отдавая должное итальянской оперной традиции, более объективен, чем Ж.-Ж. Руссо, в оценке достоинств и недостатков французской оперной школы. Высказанная им идея синтеза поэзии и музыки в оперном театре предвосхитила реформаторские искания композиторов-драматургов 19 в.
Его дочь, Люсиль Гретри (1772–1790), – композитор, автор комической оперы «Свадьба Антонио» (1786).