Тальони Мария
Тальо́ни Мари́я (Maria Taglioni) (23.4.1804, Стокгольм – 22.4.1884, Марсель), итальянская артистка балета, балетмейстер, педагог.
Легендарная балерина, ставшая символом эпохи романтизма в балете. Дочь Ф. Тальони. Училась в Париже у Ж.-Ф. Кулона, затем у отца. Дебютировала в 1822 г. в Вене в партии Нимфы («Приём юной нимфы при дворце Терпсихоры» на музыку в аранжировке Дж. Россини, балетмейстер Ф. Тальони). В 1823 г. выступала в театре «Порт-Сен-Мартен» (Париж), в 1824–1826 гг. – в Мюнхене и Штутгарте.
С 1827 г. в Королевской академии музыки и танца. На этой сцене была первой исполнительницей центральных партий в поставленных её отцом балетах: «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера, «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М. Э. Карафы ди Колобрано, «Восстание в серале» Т. Лабара, «Дева Дуная» А. Адана.
В 1837–1842 гг. ежегодно с огромным успехом выступала в Санкт-Петербурге, где исполнила также главные партии в балетах «Гитана, испанская цыганка» Д.-Ф.-Э. Обера и И. Ф. Шмидта, «Миранда, или Кораблекрушение» на музыку Обера и Россини, «Тень» Л. В. Маурера, «Морской разбойник» А. Адана, «Аглая, или Воспитанница Амура» и «Герта, повелительница эльфид» Э. И. Келлера, и др.
Искусство М. Тальони способствовало развитию русского балетного исполнительства. Лиризм, одухотворённость её пластики, умение жить в образе стали примером для отечественных балерин. Сама Тальони проявляла интерес к русским танцам и исполняла, в частности, русскую пляску с танцовщиком Огюстом.
В дальнейшем гастролировала во многих городах Европы, в том числе в Лондоне, где выступала в постановках Ж. Перро «Па де катр» и «Суд Париса». В 1847 г. оставила сцену.
В 1859–1870 гг. преподавала в балетной школе Королевской академии музыки и танца. В 1870–1882 гг. жила в Лондоне, преподавала танцы в аристократических семьях.
В историю балета вошла как выдающаяся создательница главной партии в балете «Сильфида» (1832, Париж). Была идеальным интерпретатором и фактически соавтором постановки, воплотив с большой художественной силой основную тему балета, типичную для романтического искусства. В создании пластической характеристики образа Сильфиды балетмейстер Ф. Тальони исходил из исключительных индивидуальных данных танцовщицы (большой и свободный прыжок, точность фиксации, естественная грациозность, необычайная лёгкость и кантиленность танца), учитывая вместе с тем особенности её сложения и ограниченные пантомимические возможности. Мария Тальони использовала танец на пальцах как особое средство выразительности, позволяющее достигнуть необходимого впечатления хрупкости, ирреальности, иллюзии парения над землёй. Реформа Тальони коснулась и балетного костюма. Созданный для партии Сильфиды художником и модельером Э. Лами новый костюм представлял собой театрализованный вариант модного бального платья из лёгкой, развевающейся, полупрозрачной белой ткани, ложащейся мягкими складками и подчёркивающей воздушный, «полётный» характер танца.
Творчество М. Тальони оказало заметное влияние на современный ей балетный театр. Романтическая направленность её искусства, художественное совершенство формы привлекали постоянное внимание критиков и литераторов, высоко ценивших талант балерины (Кастиль-Блаз, Ж. Жанен, Т. Готье, Т. де Банвиль), поэтов и музыкантов, посвящавших ей свои произведения (В. Гюго, А. де Мюссе, Э. Демар, Дж. Мейербер, И. Штраус), художников, запечатлевших её облик в многочисленных гравюрах, рисунках и литографиях (А. Э. Шалон, Т. Уильямс, А. Ж. Мейсон).