Рамо Жан-Филипп
Рамо́ Жан-Фили́пп (Jean-Philippe Rameau) (крещён 25.9.1683, Дижон, провинция Бургундия, ныне департамент Кот-д'Ор – 12.9.1764, Париж), французский композитор и теоретик музыки.
Один из наиболее ярких музыкантов эпохи барокко. Учился у отца – органиста Жана Рамо (около 1638 – 1714). С 1702 г. работал органистом в разных городах Франции. С конца 1722 г. жил в Париже. В 1720-х гг. сотрудничал с ярмарочными театрами, с «Комеди Франсез», «Опера-Комик», с 1733 г. – с Парижской оперой. С середины 1730-х гг. по 1753 г. руководил оркестром в доме мецената А. Ж. Ж. Ле Риш Ла Пуплиньера. С 1745 г. придворный композитор.
Ж.-Ф. Рамо писал почти исключительно светскую музыку (4 латинских мотета на духовные тексты относятся к раннему, допарижскому периоду творчества). Самые известные сочинения для театра – оперы («музыкальные трагедии») «Ипполит и Арисия» (либретто С.-Ж. Пельгрена по «Федре» Ж. Расина, 1-я редакция 1733, 2-я редакция 1742, 3-я редакция 1757), «Кастор и Поллукс» (1-я редакция 1737, 2-я редакция 1754) и «Дардан» (1-я редакция 1739; 2-я редакция 1744, 3-я редакция 1760), опера-балет «Галантные Индии» (1-я и 2-я редакции 1735, 3-я редакция 1736). В названии последней «Индии» – обозначение экзотических, «диких» земель (действие четырёх актов оперы происходит в Турции, Перу, Персии и у североамериканских индейцев).
Среди других опер – «Празднества Гебы, или Лирические дарования» (1739), «Саид» («Заид», 1748), «Наида» (1749), «Зороастр» («Заратустра», 1-я редакция 1749, 2-я редакция 1756), «Бореады» (1763; 1-я сценическая постановка – Экс-ан-Прованский фестиваль, 1982), «лирические комедии» «Платея» (Версаль, 1745; 2-я редакция 1749) и «Паладины» (1760). Премьеры всех упомянутых опер (если не указано иное) прошли на сцене Парижской оперы. Опера «Самсон» (1-я редакция 1734, 2-я редакция 1736, музыка утрачена) была запрещена цензурой к постановке (несмотря на уступки композитора), поскольку в качестве либреттиста выступил резкий критик церкви Вольтер. В операх (написанных во всех барочных разновидностях) Рамо органично сочетал танцевальные дивертисменты с драматическим действием, выразительные возможности музыкальной декламации с ариозным пением (сцена похорон Кастора в «Касторе и Поллуксе»), придал важную роль оркестру (сцена землетрясения у инков в «Галантных Индиях» и многие другие красочные картины природных и фантастических катаклизмов), рассматривал увертюру как важную часть спектакля. Характерно, что Рамо постоянно перерабатывал свои театральные проекты: изменял их структуру и драматургию (в частности, пересматривал удельный вес речитатива, балета и хора), дописывал новую музыку и упразднял старую. Например, в 3-й редакции оперы «Ипполит и Арисия» (1757) он ликвидировал пролог (написанный в традициях Ж.-Б. Люлли), но при этом сократил и 2-е трио парок, изъяв из него необычную энгармоническую модуляцию; во 2-й редакции «Дардана» полностью переделал 3-й, 4-й и 5-й акты, изменив их в сторону большей драматизации (в том числе добавил в 4-м акте впечатляющую сцену в темнице).
Значителен вклад Ж.-Ф. Рамо и в инструментальную музыку. Хотя Рамо долго работал органистом, сочинял он исключительно для клавесина, издавая пьесы (всего свыше 40, с программными и танцевальными заголовками) в виде сборников сюит. Для клавесинных пьес, как и для стиля Рамо в целом, типичны рельефные мелодии («Дикари»), ярко выраженная акцентная метрика, виртуозность («Циклопы») и звукоизобразительность («Тамбурин», «Курица», «Перекличка птиц»); некоторые пьесы носят экспериментальный характер в области гармонии («Энгармоническая»), фактуры («Дофина»). Камерная музыка представлена сборником «Пьесы для клавесина с сопровождением» («Pieces de clavecin en concerts», 1741), состоящим из 5 небольших сюит («концертов») для клавесина, скрипки (или флейты) и виолы да гамба (или 2-й скрипки), с равноправными, полифонически развитыми партиями всех участников ансамбля. Многие «портретные» заголовки камерных пьес содержат отсылки к современникам Рамо и к самому композитору. Рамо также принадлежат 7 сольных кантат (не опубликованы при его жизни), среди них – «Фетида» и «Нетерпение» («L'Impatience»). Приписываемый Рамо «Гимн ночи» («Hymne à la nuit»), ныне популярный у хоровых коллективов, в действительности представляет собой гармонизацию одной темы из «Ипполита и Арисии» Рамо, выполненную Ж. Нуайоном (1888–1962).
Ж.-Ф. Рамо успешно сочетал музыкальное сочинительство с научной работой, которую вёл на протяжении всей жизни. Главные труды: «Traité de l’harmonie réduite à ses principes naturels» («Трактат о гармонии, сведённой к её естественным основаниям», 1722), «Nouveau système de musique théorique» («Новая система теоретической музыки», 1726), «Génération harmonique» («Происхождение гармонии», 1737), «Démonstration du principe de l’harmonie» («Демонстрация основ гармонии», 1750) и «Code de musique pratique» («Закон практической музыки», 1760). Наиболее интересны исследования Рамо в области гармонии, которую он впервые в истории истолковал как учение об аккордах и их закономерных связях. Рамо разработал ряд понятий, из которых основной тон (son fondamental) и обращение аккорда (renversement), тоника (ton régnant, centre harmonique), субдоминанта (sous-dominante) и доминанта, доминантсептаккорд (dominante tonique), вводный тон (note sensible, буквально – чувствительная нота) и другие позднее стали неотъемлемой частью понятийного аппарата музыкознания. В русле доминирующего в эпоху Просвещения естественно-научного подхода Рамо пытался объяснить происхождение самых важных аккордов лада (фактически – аккордов мажорно-минорной тональности, но без слова «тональность») обертонами натурального звукоряда, где нашёл «природное основание» большого трезвучия (accord parfait, буквально – совершенный аккорд). При этом для малого трезвучия и для септаккордов, изобилующих в сочинениях Рамо-композитора, убедительного рационального объяснения Рамо-теоретику предложить не удалось.
Научные труды Рамо оказали большое влияние на развитие теоретического музыкознания 18–20 вв., в том числе легли в основу функциональной теории Х. Римана, учений о гармонии П. Хиндемита, Ю. Н. Холопова и др.
В 21 в. сочинения Ж.-Ф. Рамо принято идентифицировать по тематическому каталогу RCT («Rameau Catalogue Thématique» С. Буису, Д. Эрлена, П. Денешо).