Шовире Иветт
Шовире́ Иве́тт (Yvette Chauviré; настоящее имя Иветт Адриенн, Yvette Adrienne) (22.4.1917, Париж – 19.10.2016, там же, похоронена на кладбище Пер-Лашез), французская артистка балета, педагог, балетмейстер.
Родилась в семье чертёжника Анри Шовире и модистки Берт Пиншар.
С 1927 г. училась в балетной школе Парижской оперы (педагоги мадемуазель Куа, А. Авелина), занималась в частных студиях русских иммигрантов Б. А. Князева и В. И. Гзовского. Дебютировала на сцене Парижской оперы в 1929 г. в массовой сцене дивертисмента из оперы «Альцеста» К. В. Глюка и балете «Веер Жанны» на сборную музыку. В 1935–1946, 1947–1949 и 1953–1963 гг. артистка этой труппы, с 1936 г. солистка, с 1937 г. 1-я танцовщица, с 1941 г. этуаль. Оставалась приглашённой солисткой театра до 1972 г. Работала под руководством К. Замбелли.
Первая сольная партия в Парижской опере – Терпсихора («Творения Прометея» на музыку Л. ван Бетховена, балетмейстер С. Лифарь, 1935). В работе над этим балетом сложилось сотрудничество Шовире с Лифарём, во многом определившее образ и стиль французского балета середины 20 в. «В спектаклях Лифаря Шовире опробовала свой индивидуальный стиль, основанный на редкостном сплетении утончённости и воли. Задача заключалась в том, чтобы избегать грубых красок, но искать сильную страсть. Роль строилась на контрастах пластики, темперамента и подтекста. Пластический рисунок у Шовире был изыскан и одухотворён. В современный балет Шовире внесла стилистику старинной французской миниатюры. Подтекст же был насыщен действием и игрой, был драматичным. Утончённо-миниатюрные композиции Шовире заключали в себе скрытый трагедийный масштаб. Балерина танцевала трагедию слишком требовательной души и слишком несговорчивого сердца», – писал об этом сотрудничестве В. М. Гаевский (Иветт Шовире и ее книга // Шовире И. Я – балерина. С. 71). В 1936 г. исполнила сольную партию в балете Лифаря «Голый король» композитора Ж. Франсе (ввод). Специально для балерины хореограф создал партии: Михела («Торжествующий Давид» на музыку К. Дебюсси и М. П. Мусоргского, 1937), Молодая иудейка (1937, «Александр Великий» Ф. Гобера), Знатная дама (1941), Девушка и Принцесса Лань (1941 и 1948, все – «Рыцарь и девушка» Ф. Гобера), Сильвия («Сильвия» Л. Делиба, 1941), Истар («Истар» В. д’Энди; после выступления в премьерном спектакле 31 декабря 1941 была удостоена звания «этуаль»), Солистка («Жоан из Цариссы» В. Эгка и «Примерные животные» на музыку Ф. Пуленка, 1942; «Сюита в белом» на музыку Э. Лало, 1943), Тень («Миражи» А. Соге, 1947), Нереида Лейкотея («Наутеос» Ж. Лелё, 1947), Джульетта («Ромео и Джульетта» на музыку П. И. Чайковского, 1949), Фея Танца («Вариации» на музыку Ф. Шуберта, 1953), Солистка («Адажио» на музыку Т. Альбинони, 1957, на сцене «Опера-Комик», Париж; 1963 – 2-я редакция) в спектаклях Парижской оперы. Уйдя вслед за С. Лифарём в период его изгнания из Парижской оперы за коллаборационизм, в труппе «Новый балет Монте-Карло» (Монако) в его постановках исполняла партии: Солистка («Шота Руставели» А. Онеггера, А. Н. Черепнина и Т. Харшаньи, 1945), Солистка («Dramma per musica» на музыку И. С. Баха; «Чёрное и белое» на музыку Э. Лало), Пери («Пери» П. Дюка, все – 1946).
В 1947 г. вернулась в Парижскую оперу; исполняла партии в постановках Дж. Кранко («Прекрасная Елена» на музыку Ж. Оффенбаха, 1955, Елена), А. Долина («Па де катр» на музыку Ч. Пуньи, 1959, К. Гризи). В концертном зале «Плейель», а затем в Театре Елисейских Полей (Париж) танцевала в балете «Наездница» Ж. Косма (1948–1949, балетмейстер В. И. Гзовский).
В то же время Шовире была эталонной исполнительницей ведущих партий в балетах классического репертуара: вариация Феи Драже (дивертисмент из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Жизель («Жизель» А. Адана), Принцесса Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Сванильда («Коппелия» Л. Делиба), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского), концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса (хореография М. М. Фокина, редакция С. Лифаря). Их она исполняла на многих сценах мира, в том числе выступала в Большом театре в 1960-х гг. в партии Жизели.
В 1953 г. В. И. Гзовский создал для Шовире партию балерины в Большом классическом па на музыку Д. Обера, ставшем одним из самых популярных номеров мирового балетного репертуара. В. М. Гаевский писал: «Прежде всего она была академической балериной. Когда Шовире танцевала "Жизель" или какое-нибудь классическое па, мы понимали, что подразумевает красивое словообразование "академия танца". На сцене Шовире демонстрировала изысканное и безупречное мастерство. Ей было дано и чувство композиции, и чувство детали. <…> Шовире воплощала идеальную французскую школу. В классическом танце она была мастером в том самом значении, которое придавал этому понятию Теофиль Готье. Душа её пела, печалилась, негодовала или же возносилась ввысь, но позы были отчётливы и строги, движения выверены, и танец овевал лёгкий холодок совершенства. Ни рваных, экстатических, ни вялых, сомнамбулических состояний и форм балет Шовире не знал, а, сталкиваясь с ними, подчинял их своей напряжённой и конструктивной воле» (Иветт Шовире и ее книга... С. 70).
Балерина вновь покинула Париж в 1949 г. и занимала положение ведущей солистки театра «Ла Скала» (Милан) в 1949–1951 гг., труппы «Лондон фестивал балле» – в 1953 г. Её репертуар включал партии Жар-птицы (1950, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, хореография М. М. Фокина, редакция М. Вильман, «Ла Скала»), Балерины («Петрушка» Стравинского), Солистки [«Сильфиды» («Шопениана») на музыку Ф. Шопена, хореография Фокина], Феи Драже («Щелкунчик» П. И. Чайковского, балетмейстер Н. Н. Берёзов, все – 1951, «Лондон фестивал балле»]. Участвовала в постановке «Мистерия» на музыку Б. Бартока (1951, балетмейстер А. Миллош) в рамках фестиваля «Флорентийский музыкальный май». В Берлине выступала в постановках Т. В. Гзовской «Дама с камелиями» А. Соге (1957, Маргарита) и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1960, Джульетта), па-де-де из балета «Орфей» на музыку Ф. Листа (1959, Антьен).
Безупречная классическая техника, благородство сценической манеры, элегантность и художественный такт сделали Шовире, наряду с Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, М. Фонтейн, одним из символов балета своего времени. «Она преобразила традиционный исполнительский стиль. Блеск виртуозности она дополнила драматической патетикой жеста. Она внесла в балет интеллектуальную проблематику середины века. И она же вернула балету переживание, придав чуть обесцвеченному, дистиллированному неоклассицизму Сержа Лифаря красочность, сладость и горечь французской мелодрамы. При этом бульварная манера ей была совершенно чужда. По духу она пуританка. Ей был свойствен особый стилистический пуризм», – так видел роль Шовире в истории танца В. М. Гаевский («Дивертисмент», с. 288).
Работала как балетмейстер: «Жизель» А. Адана (1951,«Ла Скала», сохраняется в репертуаре), «Ромео и Джульетта» на музыку П. И. Чайковского (1951, фестиваль «Флорентийский музыкальный май»), «Пери» на музыку П. Дюка (1955, Фестиваль в Виши, Франция). Во всех этих спектаклях сама исполняла главные партии.
В начале 1960-х гг. была одной из первых партнёрш Р. Х. Нуреева на Западе. По его приглашению на сцене Парижской оперы участвовала в премьерных показах его версий балетов «Раймонда» А. К. Глазунова (1983, Графиня де Дорис) и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1985, Леди Капулетти).
В 1991 г. выступила в роли Мод в балете «Гарольд и Мод» на сборную музыку (балетмейстер Э. Фрей, компания «Синопиа», Лозанна, Швейцария).
Снималась в игровых фильмах «Умирающий лебедь» (1937, студия Cineatlantica, режиссёр Ж. Бенуа-Леви, хореография С. Лифаря, Франция; фильм получил Гран-при Всемирной выставки в Париже в 1937; повторно вышел на экраны в 1988 с комментариями Шовире), «Грехи молодости» (1941, режиссёр М. Турнёр, Франция), «Неаполитанская карусель» (1954, режиссёр Э. Джаннини, хореография Л. Ф. Мясина, Италия), в танцевальных сценах фильма-оперы «Аида» (1953, Италия, режиссёр К. Фракасси, балетмейстер и партнёр Шовире – Мясин). Творчеству балерины посвящён документальный фильм «Иветт Шовире – образец для подражания» (1987, режиссёр Д. Делуш, Франция; фильм – участник внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля, 1988).
В 1963–1968 гг. руководила балетной школой Парижской оперы, а также работала репетитором в труппе театра. Среди учениц: И. Герен, С. Гиллем, Д. Кальфуни, М. Лудьер, М.-К. Пьетрагалла.
В 1970–1977 гг. возглавляла Международную академию танца в Париже.
Входила в состав жюри при первом вручении приза «Benois de la Danse» Международной ассоциации деятелей хореографии (1992, Москва, Большой театр).
Награждена Большим крестом национального ордена «За заслуги» (1997). Высший офицер ордена Почётного легиона (2010).
Её муж – французский актёр, художник и сценограф Константин Непо (Constantin Nepo; Константин Константинович Непокойчицкий, 1914–1976).
Сын – киноактёр Константин Андриё (Constantin Andrieu).
Именем Шовире названы один из репетиционных залов Парижской оперы и площадь в 15-м округе Парижа, недалеко от дома, где жила балерина.