Шёнберг Арнольд
Шёнберг Арно́льд (Arnold Schönberg, Sсhoenberg) (13.9.1874, Вена – 13.7.1951, Лос-Анджелес, США), австрийский композитор, теоретик музыки, педагог, дирижёр, живописец. Глава новой венской школы.
А. Шёнберг учился в основном самостоятельно, брал уроки композиции у А. фон Цемлинского. В ранние годы испытал влияние И. Брамса, Ф. Листа и Р. Вагнера, сочинения 1890-х гг. написаны в русле позднего романтизма, из них первые значительные – струнный секстет «Просветлённая ночь» (1899), три тетради песен для голоса с фортепиано; стилистически близки им симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (по М. Метерлинку, 1903), Первый струнный квартет (1905), кантата «Песни Гурре» (1911). В 1901–1903 гг. в Берлине, преподавал композицию в Консерватории Штерна, дирижировал в кабаре Э. фон Вольцогена. С 1903 г. жил главным образом в Вене, вёл педагогическую деятельность, среди учеников – композиторы А. Берг, А. фон Веберн, Э. Веллес.
В первое десятилетие 20 в. Шёнберг увлёкся современными тенденциями в искусстве, обратился к камерному ансамблевому письму (Первая камерная симфония для 15 солистов op. 9, 1906), с конца 1900-х гг. его музыкальный стиль эволюционировал в сторону атональности (Три пьесы для фортепиано op. 11, 1909; «Лунный Пьеро» для голоса с инструментальным ансамблем на тексты А. Жиро в немецком переводе О. Э. Хартлебена, 1912) и в направлении эстетики экспрессионизма (монодрама «Ожидание», написана в 1909, поставлена в 1924, Новый немецкий театр, Прага). Шёнберг эффективно использовал вокальный приём Sprechstimme (разновидность мелодекламации; хрестоматийный пример – «Лунный Пьеро»).
В живописи Шёнберга также отразились черты экспрессионизма. Не получив профессионального художественного образования, благодаря интересу к современной живописи и дружбе с О. Кокошкой и В. В. Кандинским Шёнберг написал свыше 300 картин (в основном в 1908–1912) – портреты (в том числе автопортреты), натюрморты, пейзажи, абстрактные композиции, несколько живописных серий («Видения» – на евангельские темы). В 1911–1913 гг. входил в художественное объединение «Синий всадник».
В 1912–1914 гг. Шёнберг гастролировал в странах Европы (в том числе в России), дирижируя собственными сочинениями. В 1915 г. вернулся в Вену. По окончании Первой мировой войны возобновил активную педагогическую деятельность, среди учеников – М. Дойч, Э. Штойерман, Р. Колиш, Х. Эйслер. В 1918–1921 гг. руководил Обществом закрытых музыкальных исполнений, созданным для знакомства публики с новейшей музыкой. В начале 1920-х гг. пришёл к идее додекафонии (12-тоновой серийной техники), его первые додекафонные сочинения – Прелюдия и Интермеццо из Сюиты для фортепиано op. 25 (1921); среди других образцов – № 5 из сборника «Пять пьес для фортепиано» op. 23, четвёртая часть Серенады для септета и баритона op. 24, Сюита для фортепиано op. 25 (все – 1923). С 1925 г. профессор композиции в Прусской академии искусств (Берлин).
С приходом к власти нацистов в Германии в 1933 г. эмигрировал, в 1934 г. обосновался в США (гражданин с 1941). Многие сочинения американского периода носят антифашистский характер: «Ода Наполеону» (на текст Дж. Байрона, 1942), кантата «Уцелевший из Варшавы» (1947). Преподавал в Консерватории Малкина в Бостоне, в Университете Южной Калифорнии (с 1935), Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (с 1936); среди частных учеников – Дж. Кейдж.
А. Шёнберг – автор камерно-инструментальной, хоровой, оркестровой музыки, сочинений для театра, среди последних – опера «Моисей и Арон» (либретто М. Блонды, сочинение 1930–1932, не окончена, первый и второй акты поставлены в 1957 в Городском театре Цюриха).
Автор многочисленных теоретических трудов, самый ранний – «Учение о гармонии» (1911, неоднократно переиздавался). Опубликована переписка Шёнберга с Ф. Шрекером (1974), В. В. Кандинским (1980, 1993), А. Бергом (1987).