Жозеф Мазилье
Жозе́ф Мазилье́ (Joseph Mazilier; настоящие имя и фамилия Джулио Мазарини, Giulio Mazarini) (13.3.1797, по другим сведениям, 1801, Марсель – 19.5.1868, Париж), французский артист балета, хореограф.
В 1818–1821 гг. танцевал в Лионе, в 1821–1822 гг. – в Бордо. В 1822 г. дебютировал в театре «Порт-Сен-Мартен» в Париже. В 1830–1857 гг. в Парижской опере. В 1857–1866 гг. в Лионе. В 1866–1867 гг. балетмейстер театра «Ла Монне» в Брюсселе. Проявил свой мимический и актёрский дар в балетах Ж. Коралли («Буря, или Остров духов» Ж.-М. Шнейцхоффера, «Хромой бес» и «Тарантул» К. Жида и др.), Ж. П. Омера («Манон Леско» Ф. Галеви), раскрылся как талантливый романтический танцовщик в балетах Ф. Тальони («Сильфида» Шнейцхоффера, первый исполнитель партии Джеймса; «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М. Э. Карафы ди Колобрано, «Восстание в серале» Т. Лабара, «Бразилия, или Племя женщин» В. Р. Галленберга, «Дева Дуная» А. Адана). В 1836–1837 гг. выступал в Лондоне, в 1851–1852 гг. в Санкт-Петербурге.
Как хореограф дебютировал в 1839 г. балетом «Цыганка» Ф. Бенуа, А. Тома и Т. Марлиани. Среди постановок: «Влюблённый бес» Бенуа и Н. Ребера (1840), «Чёрт на четверых» (1845) и «Корсар» (1856) Адана, «Пахита» Э. М. Дельдевеза (1846), «Марко Спада, или Дочь бандита» Ф. Обера (1857).
Балеты Жозефа Мазилье насыщены драматическим действием, особенно ему удавались сольные пантомимные сцены. Один из крупнейших европейских хореографов эпохи заката танцевального романтизма, Мазилье в своём творчестве утверждал эклектику как стиль.