Лувр
Лувр (Louvre), памятник архитектуры и музей в Париже.
История архитектурного комплекса
Лувр возведён при короле Филиппе II Августе в 1190–1202 гг. как крепость для защиты подступов к о. Сите (ныне юго-западная четверть Квадратного двора, Cour Carrée; от неё сохранился т. н. Нижний зал, около 1230–1240; ныне отдел «Средневековый Лувр»). В 1364 г. под руководством Р. дю Тампля, архитектора короля Карла V Мудрого, Лувр был расширен и превращён из оборонительного сооружения в королевскую резиденцию. В северо-западной (Соколиной или Библиотечной) башне замка находилось королевское собрание книг (973 рукописи).
После смерти Карла V замок был частично разрушен во время Столетней войны и до 2-й четверти 16 в. находился в упадке. После возвращения во Францию из мадридского пленения Франциск I инициировал строительство ныне существующего комплекса на месте постепенно разбираемых средневековых частей (с 1527). С этого времени Лувр приобретал роль символа королевской власти и статус одного из важнейших архитектурных комплексов Парижа. Проект нового королевского дворца был заказан итальянскому архитектуру С. Серлио, но замысел не удовлетворил монарха. В 1546 г. король назначил главным архитектором П. Леско, который на месте средневекового западного крыла создал новое (1546–1551), в стиле французского Ренессанса, украшенное скульптурным декором Ж. Гужона и ставшее первым элементом будущего Квадратного двора. Сын Франциска Генрих II продолжил начинания отца и поддержал проект Леско, завершив строительство Павильона короля (1556) и заложив южное крыло.
При Генрихе IV был составлен генеральный план, предполагавший увеличение площади комплекса в четыре раза. Началось возведение Большой галереи (1595–1610, архитекторы Жак II Андруэ Дюсерсо, Л. Метезо), связавшей Лувр с недавно построенным дворцом Тюильри (с 1564, архитектор Ф. Делорм; сгорел в 1871). После длительного перерыва в работах Людовик XIII в 1625 г. вернулся к осуществлению генерального плана. В 1639 г. Ж. Лемерсье удвоил западное крыло Леско и возвёл Павильон часов (Павильон Сюлли); к 1652 г. Лемерсье и Л. Лево создали декор апартаментов; в 1660–1664 гг. Лево завершил Квадратный двор, продлив южное крыло Леско и замкнув периметр северным и восточным крыльями, а в 1668 г. были снесены последние части средневековых строений.
Оформление выходящего в город восточного фасада Лувра вызвало острую дискуссию. К его проектированию в 1665 г. привлечён итальянский архитектор Дж. Л. Бернини, чей проект в русле барокко был отвергнут в пользу замысла, разработанного совместно Лево, Ш. Лебреном и К. Перро. Последний и считается автором построенного в 1667–1672 гг. фасада с тремя ризалитами и заключённой между ними во втором ярусе колоннадой со сдвоенными колоннами – программного памятника французского классицизма 17 в.
В связи с переездом королевского двора в Версаль в 1674 г. строительные работы в Лувре были приостановлены (его помещения заняли различные государственные учреждения: в 1692 туда переехали Академия надписей и изящной словесности и Королевская академия живописи и скульптуры; с 1692 проводились художественные выставки – Салоны) и возобновились только в 1756 г. при Людовике XV, когда были завершены крылья Квадратного двора, а Восточная колоннада освобождена от закрывавших её пристроек. Несмотря на то что в дальнейшем комплекс Лувра продолжал расширяться, его современный облик определяют классицистические корпуса 17 в.
При императоре Наполеоне I Бонапарте в 1801–1810 гг. северное и южное крылья Квадратного двора получили второй этаж. В 1804–1811 гг. архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен создали галерею Наполеона, параллельную Большой галерее и выходящую на улицу Риволи, а в 1806–1808 гг. Фонтен возвёл парадную лестницу, ведущую в Квадратный салон. В 1852 г. император Наполеон III издал декрет о завершении строительства Лувра в течение 5 лет. К 1857 г. архитекторы Л. Т. Висконти и Э.-М. Лефюэль возвели два параллельных корпуса по сторонам от двора Каррузель и объединили один из них (крыло Денон) с Большой галереей, а другой (крыло Ришельё) – с галереей Наполеона поперечными постройками, отметив места пересечения высокими купольными павильонами. Таким образом был оформлен двор Наполеона и созданы дополнительные внутренние дворы.
В 1981 г., когда было принято решение перевести последнее немузейное учреждение Лувра (Министерство финансов) в другое здание (перевод осуществлён в 1989), началось осуществление проекта «Большой Лувр» (1981–1999) (в рамках «больших проектов» президента Франции Ф. Миттерана): его целью была модернизация и оптимизация музейного пространства. В центре двора Наполеона возведён новый вход в виде большой стеклянной пирамиды в окружении трёх малых (1985–1989, архитектор И. М. Пэй); обновлено крыло Ришельё, внутренние дворы получили светопрозрачные перекрытия, создана подземная торговая галерея «Каррузель» (1993); отреставрированы помещения в крыльях Сюлли и Денон (1997); открыт новый вход «Ворота львов», ведущий к залам испанской живописи (1998).
В 2012 г. во дворе Висконти разместилось новое здание для отдела исламского искусства, где выставочные залы занимают уровни подвального и цокольного этажей. Сооружение перекрыто криволинейной кровлей из стеклянных панелей и золочёной сетки (архитекторы М. Беллини и Р. Риччотти).
В составе исторических памятников Парижа дворец Лувр включён в список Всемирного наследия.
История музея
Будучи королевской резиденцией, Лувр с 16 в. служил местом хранения королевской коллекции произведений искусства. Её основу составляли творения итальянской школы, вывезенные из Италии либо созданные итальянскими художниками во Франции в 16 в., собрания министра Людовика XIII А. Ж. дю Плесси де Ришельё, Людовика XIV и его министра Дж. Мазарини (произведения нидерландских художников 16 в., французских, голландских и фламандских мастеров 17 в. и др.).
В 1791 г. декретом революционной Национальной ассамблеи дворцы Лувр и Тюильри объявлены местом хранения памятников науки и искусства. В 1793 г. Лувр открыт для публики как общедоступный Центральный музей искусств (с 1803 Музей Наполеона). В 1802–1815 гг. музей возглавлялся Д. Деноном, который систематизировал и упорядочил имеющееся собрание и способствовал его приумножению, приобретая в Италии работы исторических периодов, прежде не представленных в Лувре. Помимо королевской коллекции, во дворце также демонстрировались национализированные во время Французской революции собрания аристократов-эмигрантов и секуляризованная церковная утварь. Экспонаты располагались в Большой галерее (около 500 картин и др.). Их число увеличилось за счёт притока произведений искусства с захваченных территорий. Так, в 1794 г. французские войска вывезли из Гента центральные панели Гентского алтаря Я. ван Эйка, в 1795 г. – из Гааги более 200 картин из коллекции статхаудера Нидерландов Вильгельма V: они были размещены в Лувре, как и художественные ценности, вывезенные из Италии по Толентинскому и Кампоформийскому мирным договорам (1797; в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс»), а также из разных европейских стран в результате Наполеоновских войн. После падения империи в 1815 г. бо́льшая часть реквизированных художественных сокровищ была возвращена, а Музей Наполеона прекратил своё существование.
Тем не менее Лувр продолжал оставаться местом хранения и экспонирования многочисленных художественных собраний, бо́льшая часть которых вошла в фонды современного музея. Так, в интерьерах, оформленных П. Ф. Л. Фонтеном, в 1824 г. начал работу Музей современной скульптуры. В 1826 г. появился отдел египетских древностей, первым хранителем которого был Ж.-Ф. Шампольон. Здесь хранились памятники, вывезенные из Египта (при участии Денона) во время Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта, а также полученные в результате раскопок О. Мариета. В 1827 г. открылся Музей Карла X (древнеегипетское искусство, этрусские вазы, античная бронза, декоративно-прикладное искусство итальянского Возрождения) и Морской музей (выставка моделей кораблей французского флота; 1827–1943). В 1838–1848 гг. в Лувре экспонировались произведения Испанской галереи (Испанский музей) короля Луи Филиппа (свыше 400 работ испанских художников из его коллекции, после его свержения с престола в 1848 проданных с аукциона в 1853). В 1845 г. открылся Алжирский музей, в 1847 г. начал работу первый в Европе отдел ассирийского искусства, состоящий из находок П. Э. Ботта (французского консула в Мосуле), в 1850 г. – Мексиканский, Этнографический музеи (оба переданы в Этнографический музей Трокадеро в Париже в 1887), в 1852 г. – Музей монархии с предметами из королевских сокровищниц за период от Хильдерика I до Наполеона I. В 1861 г. была приобретена часть коллекции маркиза Кампана (древнегреческие золотые украшения и др.), которая составила основу Музея Наполеона III (1863). В 1888 г. открыты Сузские галереи с находками из Ирана, составившие ядро современного отдела ближневосточных древностей. С 1905 г. в Лувре разместился Музей декоративно-прикладных искусств, с 1922 г. – Галерея исламского Востока. В 1986 г. в связи с организацией нового парижского Музея Орсе ему была передана часть коллекций Лувра (искусство после 1848).
В 21 в. Лувр – один из крупнейших музеев мира. Его собрание представлено в 8 отделах: египетских древностей (памятники древнеегипетского искусства 4000 до н. э. – 4 в. н. э., в том числе статуя «Сидящий писец», стелы и изображения фараонов Нового царства и др.), ближневосточных древностей (памятники искусства Месопотамии, Палестины, Финикии, Персии, Урарту, в том числе шумерская «Стела коршунов», аккадская «Стела царя Нарамсина», вавилонская «Стела Хаммурапи», произведения из ассирийского дворца Саргона II в Хорсабаде); искусства Древней Греции, этрусков и Древнего Рима (статуи «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», фрагменты Алтаря мира императора Августа и др.); исламского искусства; скульптуры (работы Микеланджело, Ж. Гужона, французских мастеров 17–18 вв., А. Кановы и др.); декоративно-прикладного искусства (майолика, мебель, ювелирные изделия и др.); живописи (произведения художников европейских школ от Средних веков до 1848, в том числе Фра Анджелико, Пьеро делла Франчески, П. Уччелло, С. Боттичелли, А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Караваджо, Я. ван Эйка, И. Босха, Ф. Халса, Рембрандта, Я. Вермеера, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, А. Дюрера, Г. Гольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Эль Греко, Д. Веласкеса, Х. де Риберы, Ф. Гойи, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ, Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж. де Латура, А. Ватто, Ж.-О. Фрагонара, Ж.-Л. Давида, Т. Жерико, Ж.-О.-Д. Энгра, Т. Гейнсборо, Дж. Рейнолдса); гравюр и рисунков.
Для оформления музейных пространств в Лувре в 20–21 вв. привлекали мастеров современного искусства. По просьбе будущего министра культуры А. Мальро потолок комнаты Генриха II (крыло Сюлли) был расписан Ж. Браком (1953; эта работа заменила плафон на холсте М.-Ж. Блонделя, 1822, повреждённый и демонтированный в 1938). После полувекового перерыва по инициативе А. Лоурета (директор Лувра в 2001–2013) к работам в музее были привлечены А. Кифер (три картины для северной лестницы колоннады, крыло Сюлли; 2007), Ф. Морелле (оформление лестницы Лефюэль, крыло Ришельё; 2010), С. Твомбли (потолок зала античной бронзы, крыло Сюлли; 2009–2010). Одновременно Лоурет активно организовывал выставки современных художников в залах музея (Я. Фабр, У. Кентридж, В. Дельвуа и др.). Ж.-Л. Мартинес (директор в 2013–2021) сократил расходы на современное искусство, но несмотря на это заказал венесуэльскому художнику Э. Креспину кинетическую скульптуру (над южной лестницей колоннады Перро; 2020).
Филиалы
Филиалами Лувра являются Гипсотека в Версале (собрание слепков из Лувра, Национальной высшей школы изобразительных искусств, Института искусства и археологии Сорбонны; с 2001), Национальный музей Э. Делакруа (с 2004), «Лувр-Ланс» [«Лувр II», г. Ланс, департамент Па-де-Кале; 2012, архитектурное бюро SANAA, архитекторы Сэдзима Кадзуё и Нисидзава Рюэ; здесь представлены произведения из коллекции Лувра (их состав меняется), проводятся национальные и международные выставки], Центр консервации в г. Льевен близ Ланса (2019, архитектурное бюро Р. Роджерса; также вмещает запасники).
Особый статус отличает музей «Лувр Абу-Даби», расположенный на о. Саадият в столице ОАЭ г. Абу-Даби (архитектор Ж. Нувель; открыт для посетителей с 2017). Это самостоятельное учреждение связано с Францией временным соглашением (в 2021 продлено до 2047), в рамках которого ему предоставлена возможность использовать название Лувра и выставлять произведения из его коллекции.