Гиллем Сильви
Гилле́м Сильви́ (Сильви Гилем, Сильви Гийем; Sylvie Guillem) (род. 23.2.1965, Париж), французская артистка балета, балетмейстер.
Отец – автомеханик (выходец из Каталонии), мать – тренер по спортивной гимнастике. В детстве тренировалась у матери, была кандидатом в сборную Франции. В связи с подготовкой к участию в Играх XXII Олимпиады (1980) в 1976 г. на несколько месяцев направлена на усовершенствование в балетную школу Парижской оперы. В школе её исключительные физические данные (удлинённые пропорции, скульптурное совершенство линий, координированность, выворотность, стремительное вращение, динамичность движений, а также безразмерный шаг, не сокращающий лёгкий полётный прыжок) отметила директор К. Бесси, благодаря чему Гиллем оставила спорт и с 1977 г. обучалась балету. В годы учёбы участвовала в школьных показах балетов А. Авелина, Д. Лишина, А. Лабиса на сцене Парижской оперы, в 1981 г. принята в кордебалет театра.
Получив Особое отличие молодёжной организации г. Варна (Гран-при) 11-го Международного конкурса артистов балета в Варне (1983, младшая группа) и 3-ю премию 1-го Международного конкурса артистов балета в Хельсинки (1984), где исполняла наряду с классическими вариациями хореографию М. Бежара, Гиллем стала сенсацией в мировом балете. Специалисты отмечали её непринуждённую виртуозность, оригинальность пластики, актёрскую уникальность. Благодаря этому она быстро продвигалась по иерархической лестнице в труппе Парижской оперы. Этому также содействовал пришедший в 1983 г. на пост руководителя труппы Р. Х. Нуреев. 24 декабря 1984 г. он объявил Гиллем первой солисткой, и уже 29 декабря 1984 г., после премьеры его парижской редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского, в которой юная балерина исполнила партию Одетты – Одиллии, возвёл её в ранг этуали. Для девятнадцатилетнего артиста это уникальный случай.
Гиллем стала партнёршей и протеже Нуреева. Она стремительно прошла через такие ответственные сольные партии, как Повелительница дриад и Вариация («Дон Кихот» и «Пахита» Л. Минкуса), а также Подруга Раймонды («Раймонда» А. К. Глазунова), к ведущему репертуару, включающему классические балеты в редакциях Нуреева, а также «Дивертисмент № 15» на музыку В. А. Моцарта (хореография Дж. Баланчина), Большое классическое па на музыку Д.-Ф.-Э. Обера (хореография В. Гзовского), Па-де-де из балета «Корсар» А. Адана (хореография М. И. Петипа), «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра (хореография Р. Пети) и др. Исполняла ведущие партии в балетах С. Лифаря и Э. Тюдора. Репетировала с Г. Тесмар и И. Шовире. Об особенностях балерины в начале карьеры писала историк балета И. Р. Скляревская: «Сильви Гиллем спортивна и в высшей степени современна, хотя при этом отнюдь не озабочена проблемами модернизации классики – она просто позволяет себе роскошь оставаться на сцене самой собой» (Скляревская. Две этуали // Театр. 1990. № 9. С. 182).
Безупречный технически и совершенный по форме танец Гиллем, его современная динамичность, экспрессия привлекали многих заметных хореографов. Она была первой исполнительницей в постановках Р. ван Данцига («Ничейная земля» С. Смит, 1984), К. Армитаж («GV-10» на музыку К. Штокхаузена, 1984), Л. Чайлдз («Первая гроза» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1984), Н. Кристе («Перед закатом» на музыку Б. Мартину, 1984), Нуреева («Золушка» С. С. Прокофьева, 1986), Дж. Ноймайера («Magnificat» на музыку И. С. Баха, 1987), Р. Уилсона, Ханаяги Судзуси и П. Дарда («Мученичество св. Себастьяна» К. Дебюсси, 1988).
Хореографами, благодаря которым к концу 1980-х гг. Гиллем стала культовой балериной эпохи, были М. Бежар и У. Форсайт. Первая исполнительница балетов Форсайта – «Франция/Танец» на музыку Баха (1983), «In the Middle, Somewhat Elevated» Т. Виллемса (1987); Бежара – «Mouvement-Rythme-Etude» П. Анри (1985), «Арепо» на музыку Ш. Гуно и У. Ле Бара (1986), «Сиси, королева-анархистка» на музыку И. Штрауса (1992), «Racine cubique» (1997).
Гиллем изменила представление о физических, эстетических и содержательных возможностях современного искусства танца. В. М. Гаевский считал её балериной «идеального графического стиля. Можно сказать даже больше, имея в виду её остро очерченный утончённый силуэт, её безукоризненную и почти механически строгую работу: Сильви – при всей необузданности своей души, при всей страстности своей натуры – балерина компьютерной эпохи. Так точен её танец. И так влекут её к себе мастера, использующие компьютерную музыку и выстраивающие пластические композиции в соответствующем духе» (Гаевский. 2012. С. 421).
Нуреев стремился сохранить Гиллем как штатную этуаль Парижской оперы, ограничивая поток её международных контрактов. В 1989 г. балерина объявила о разрыве парижского контракта. Это событие стало темой разбирательства в Национальном собрании Франции и было охарактеризовано как «национальная катастрофа». Гиллем, в 1988 г. имевшая исключительный успех во время выступления в балете «Жизель» А. Адана с труппой Королевского балета Великобритании в честь 50-летия Нуреева (в партнёрстве с ним), приняла предложение лондонской труппы стать её приглашённой солисткой. Репертуар включал английские редакции знаковых классических балетов – «Жизель» Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Дон Кихот» Минкуса, 3-й акт «Раймонды» Глазунова, а также постановки Ф. Аштона («Месяц в деревне» на музыку Ф. Шопена, «Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа), К. Макмиллана («Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Манон» на музыку Ж. Массне, «Песнь о Земле» на музыку Г. Малера, «Принц пагод» на музыку Б. Бриттена); она исполнила также 2-ю часть «Симфонии до мажор» на музыку Ж. Бизе (хореография Баланчина), участвовала в английской премьере «Других танцев» на музыку Шопена (хореография Дж. Роббинса) и в премьере «Баядерки» Минкуса в редакции Н. Р. Макаровой. В 1993 г. Гиллем вернулась к сотрудничеству с Форсайтом, приглашённым в Королевский балет («Hermann Schmermann» Т. Виллемса).
Сотрудничала с Парижской оперой (в статусе приглашённой звезды), с «Американ балле театр», театром «Ла Скала», а также Ленинградским театром оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр), где исполнила главные партии – Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. А. Горского и М. И. Петипа), Одетты – Одиллии («Лебединое озеро» Чайковского, редакция К. М. Сергеева), а на гастролях в Париже – Заремы («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, хореография Р. В. Захарова). В её концертном репертуаре – фрагменты балетов И. Килиана («Маленькая смерть» на музыку В. А. Моцарта) и М. Эка («Квартира», музыка ансамбля «Флешквартет»). Среди постоянных партнёров балерины: Л. Илер, Н. Ле Риш, Дж. Коуп, М. Мурру.
В 1998 г. Гиллем дебютировала как балетмейстер: для Финского национального балета создала собственную версию балета «Жизель» Адана, которую в 2001 г. поставила также в театре «Ла Скала» (в обоих случаях выступила в заглавной партии).
В 2002 г. балерина добилась приглашения в Королевский балет Великобритании шведского хореографа М. Эка для постановки «Кармен» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина.
С середины 2000-х гг. Гиллем полностью посвятила себя современному танцу и стала самой последовательной из классических исполнителей, стремившихся внедриться в мир современного танца и пропагандировать его на больших сценах и в широких кругах.
В 2007 г. она покинула Королевский балет и начала постоянное сотрудничество с лондонским театром «Сэдлерс-Уэллс». С хореографом Р. Малифантом создала программу «Push» («Импульс», 2005), в которой исполнила «Соло» на музыку К. Монтойи, «Два» и «Импульс» на музыку Э. Коутона (показана в программе «Легендарные спектакли и имена» на фестивале «Золотая маска» в Москве в 2009 и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 2011); с танцовщиком А. Ханом – «Священные чудовища» Ф. Шеппарда (хореограф Линь Хуайминь, 2006); с режиссёром Р. Лепажем и хореографом Малифантом – спектакль «Эоннагата» на сборную музыку (2009, показан на Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова в Москве в 2011); «За 6000 миль» (2011; исполняет балеты «До свидания» на музыку Л. ван Бетховена в хореографии М. Эка и «Rearray» Д. Морроу в хореографии Форсайта, показан на Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве в 2013).
Профессиональную карьеру Гиллем завершила мировым турне с программой «Жизнь продолжается» (2015; включала балеты «Techne» А. Слатер в хореографии Хана и «Здесь & потом» на музыку Коутона в хореографии Малифанта, показана на Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве в 2015). Последнее выступление балерины состоялось 31 декабря 2015 г. в Токио. В этот вечер она исполнила «Болеро» на музыку М. Равеля (хореография Бежара), выступление транслировалось японским телевидением в прямом эфире.
С 2021 г. международный покровитель (International Patron) Сиднейского хореографического центра.
Снималась в документальных фильмах «Ивет Шовире – образец для подражания» (1988, режиссёр Д. Делуш), «Сильви Гиллем за работой» (1988, режиссёр А. С. Лабарт), «Рудольф Нуреев» (1991, режиссёр П. Фой), «Сильви Гиллем. Портрет» (1993, режиссёр Н. Уоттис), «Гиллем» (2003, режиссёр Ф. Ха Ван Керн), «Сильви Гиллем. На краю» (2009, режиссёр Ф. Ха Ван Керн), «За кулисами. Снимая "Прощание"» (2013, режиссёр М. Эк).
Приз Андерсена (1988, Копенгаген, номинация «Лучшая танцовщица»), Национальный танцевальный гран-при (1988, Франция), международный балетный приз Benois de la Danse (номинация «Лучшая танцовщица» за выступление в балете «Hermann Schmermann», 1994; «За жизнь в искусстве», 2015), Приз Нижинского (2001, Монте-Карло), «Золотой лев» за жизнь в искусстве Венецианской биеннале танца (2012), Императорская премия (2015, Япония, Токио), премия Лоренса Оливье Лондонского театрального общества (2015), приз де Валуа за выдающиеся достижения Круга британских танцевальных критиков за 2015 г. (вручена в 2016).
Награждена орденами Почётного легиона (1994, кавалер; 2009, офицер; Франция), «За заслуги» (1999, Франция), Британской империи (2003, почётный командор), Искусств и литературы (2019, командор; Франция).