Галеви Фроманталь
Галеви́ Фроманта́ль (Жак-Франсуа-Фроманталь-Эли Алеви, Jacques-François-Fromental-Élie Halévy) (27.5.1799, Париж – 17.3.1862, Ницца), французский композитор, педагог. Член Института Франции (1836).
В 1819 г. окончил Парижскую консерваторию (учился у Л. Керубини, А. Бертона, Э. Мегюля). Получив Римскую премию (за кантату «Эрминия», 1819), в 1820–1822 гг. жил в Италии и Австрии. С 1827 г. аккомпаниатор, затем хормейстер в «Опера-Комик» и Парижской опере. С того же года профессор Парижской консерватории, среди его учеников: Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, Ш. Лекок. С 1854 г. секретарь Академии изящных искусств.
Творчество Ф. Галеви, создавшего более 30 опер, оказало заметное влияние на развитие жанров большой и комической оперы во Франции. Галеви дебютировал на оперной сцене в 1827 г. комической оперой «Ремесленник». Европейская слава пришла к нему с постановкой оперы «Иудейка» в 1835 г. в Парижской опере. В том же году успех оперы «Молния» на сцене парижской «Опера Комик» обеспечил композитору прочные позиции в обоих театрах.
«Иудейка» (также ставилась под названиями «Дочь кардинала», «Жидовка», «Еврейка»; либретто Э. Скриба) – образец большой оперы, лучшее произведение Ф. Галеви. В опере противопоставлены два музыкальных стиля: условно «западный» (например, хор в сопровождении органа «Te Deum laudamus» в 1-м действии и др.) и «восточный» (молитва Иегове во 2-м действии). Опера ставилась на всех крупных сценах европейских стран, включая Россию, вплоть до конца 19 в.
Среди других опер: «Клари» (написана для постановки с участием М. Малибран, 1828), «Шериф» (по О. де Бальзаку, 1839), «Королева Кипра» (1841), «Гитарист» (1841), «Карл VI» (1843), «Пиковая дама» (по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина в переводе П. Мериме, 1850), «Вечный жид» (по мотивам романа Э. Сю, 1852), «Волшебница» (1858; все поставлены в Париже), «Ной» (окончена Ж. Бизе в 1869, поставлена в 1885, Карлсруэ). Либреттистами многих опер были Э. Скриб и брат композитора Леон Галеви (1802–1883). В числе других произведений: балет «Манон Леско» (1830), опера-балет «Искушение» (1832), хоровая и вокальная музыка, фортепианные пьесы.
Одним из первых во Франции Ф. Галеви в своих партитурах стал использовать хроматические медные духовые инструменты. В хоре Океанид из музыки к трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (в переводе Леона Галеви, 1849), имитируя античные лады, применил микрохроматику (четвертитоны у струнных).
Автор мемуаров («Воспоминания и портреты», 1861; «Последние воспоминания и портреты», 1863).
Племянник – Людовик Галеви.